26 октября в Москве завершились российско-натовские командно-штабные учения (КШУ) по противоракетной обороне театра военных действий (ПРО ТВД). Учения проходили 10 дней, начиная с 16 октября, на базе четвертого Центрального научно-исследовательского института министерства обороны РФ. Специалисты обратили внимание, что учения проводились с использованием компьютерного моделирования, без реального участия сил и средств ПВО и ПРО сторон. В них наряду с российскими военными участвовали представители 17 стран альянса. За учениями наблюдали начальник российского генштаба генерал армии Юрий Балуевский и глава Военного комитета НАТО генерал Раймон Эно.
Столь представительное участие сторон в КШУ натовский генерал объяснил так: “Такие маневры, позволяют углублять и расширять сотрудничество и обеспечение оперативного взаимодействия между Россией и НАТО”. В пресс-службе Минобороны РФ отметили, что “основная цель учения была связана с отработкой и совершенствованием совместных процедур планирования и координации действий командных структур группировок противовоздушной и противоракетной обороны России и НАТО”. При этом уточнялось, что в ходе КШУ проводилась проверка экспериментальных документов и разработка рекомендаций для их дальнейшего уточнения.
Отмечалось, что “учения позволили отработать вопросы планирования, организации и ведения согласованных скоординированных боевых действий по отражению ударов нестратегических баллистических ракет в назначенных зонах ответственности”. Хотя всем здесь понятно, что данные компьютерные игры еще довольно далеки от реальных проблем, которые существуют в системе воздушной обороны Европы и России. Как известно, прошедшие КШУ уже третьи в серии подобных совместных мероприятий, проводимых по линии Совета Россия-НАТО. Первые КШУ прошли в два этапа: в декабре 2003 года на базе Агентства НАТО по консультациям, командованию и управлению в Нидерландах (г. Гаага) и в марте 2004 года на базе ВВС США “Шривер” (п. Колорадо-Спрингс) в объединенном национальном интеграционном центре. В марте 2005 года на базе Королевских ВВС Нидерландов Де Пеел были проведены вторые КШУ.
Но ни одно из этих мероприятий не было связано с реальным применением войск и ракетного вооружения. По информации пресс-службы НАТО, первое так называемое полевое КШУ РФ-НАТО запланировано на осень 2007 года. Между тем, похоже, больших надежд на создание реальной системы ПРО в Европе с участием Москвы в российском военном ведомстве уже не питают. Открывая российко-натовские учения, начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский призвал альянс дать ясный и недвусмысленный ответ, действительно ли он хочет создавать систему ПРО в Европе с участием России.
“Необходимо определиться, что делать дальше: или мы выходим на совместную ПРО в Европе с участием России, или это будет сегмент национальной ПРО США без участия России”, – сказал российский генерал. При этом он отметил, что “мы … эту тему будем обсуждать в Брюсселе, куда я приеду в ноябре на заседание начальников Генеральных (главных) штабов в рамках Совета Россия-НАТО”. Хотя надо заметить, что такие обсуждения организуются и проводятся между РФ и НАТО уже более 10 лет. Однако реальных результатов они не приносят, разве что организуются компьютерные игры по проблемам ПРО. Еще в октябре 2003 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия готова к сотрудничеству “со всеми государствами мира, с нашими партнерами, в том числе на весьма чувствительном направлении – таком, как, например, создание систем ПРО”.
В том же месяце, комментируя идею совместных учений по ПРО ТВД, занимавший в то время пост генсека НАТО Джордж Робертсон заявил, что Россия и страны альянса работают над “оперативной совместимостью” систем ПРО театра военных действий “для защиты войск во время проведения совместных операций”. Работать-то работают, но где результаты?