В Китае продолжается год России. В рамках этой программы 29 сентября завершился визит руководителя администрации российского президента Сергея Собянина в Пекин. Встречаясь с генеральным секретарем Госсовета Китая Хуа Цзяньминем, российский чиновник заявил, что “отношения Китая и России, благодаря усиленным контактам на высшем уровне, подписанным соглашениям, которые начали работать, находятся на самом высоком уровне за все предыдущие годы. И сегодня, наверное, нет ни у кого сомнений, что те амбициозные планы по увеличению товарооборота до 60 миллиардов долларов в ближайшие годы будут выполнены”.
Цифры здесь заявлены очень большие. Для сравнения – в 2005 году объем китайско-российского товарооборота достиг 29,1 млрд долларов (рост на 37,1 процента по сравнению с 2004 годом). Хотя это немного – совокупный товарооборот между Китаем с ЕС и США в 2005 г. составил более 200 млрд долл. США.
Между тем не секрет, что рост товарооборота между РФ и КНР обусловлен в основном продажей Россией природных ресурсов и экспортом из Китая дешевого ширпотреба и некоторых видов продукции машиностроения. Как отмечают китайские СМИ, в товарном экспорте КНР в Россию по-прежнему доминируют одежда, обувь и другие товары легкой промышленности, однако быстрыми темпами растет тенденция экспорта электромеханической продукции и продукции высоких и новых технологий. В частности, в 2005 году рост экспорта электромеханической продукции в РФ достиг 70 процентов, а продукции высоких и новых технологий – 58 процентов, составив соответственно 24 и 7 процентов в общем объеме экспорта Китая в Россию.
Однако Россия по-прежнему поставляет в Китай сырье. В январе-июне 2006 г доля экспорта лесных грузов из России в Китай составила 38,3% от общего объема перевозок, бумаги – 2,2%. Остальное – нефтепродукты, ГСМ и лишь незначительная часть военной продукции.
В сентябре стало известно, что Китай озабочен отсутствием подвижек в реализации подписанного год назад контракта на поставку КНР 38 самолетов Ил-76 и Ил-78 на сумму $1,5 млрд. Головным исполнителем контракта стало Ташкентское авиаобъединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), большинство комплектующих поставляют российские предприятия.
Как отмечает газета “Коммерсант”, “поставка самолетов Ил 76 в КНР до сих пор не началась, хотя первые машины в Китае ждали летом”. Газета информирует, что в июне ТАПОиЧ “проинспектировал” член постоянного комитета политбюро ЦК китайской компартии Ли Чанчунь. По словам источника “Коммерсанта”, “после этого визита Пекин начал регулярно напоминать о необходимости выполнения условий контракта, а в сентябре уведомил Москву о том, что заседания комиссии по ВТС не состоится, пока не будет решен этот вопрос”.
Между тем, сейчас нет никакой официальной информации, как решается этот вопрос. Хотя есть заявления отдельных руководителей России о принятии решения о переносе производства самолетов Ил-76 из Узбекистана в Россию. Китайцев это не очень радует, поскольку процесс производства и наладки на новом месте мощностей (стапелей и т.п.) по окончательной сборке самолетов потребует времени.
“Коммерсант” обращает внимание на то, что “перенос сроков заседания российско-китайской комиссии по ВТС может отложить подписание ряда новых контрактов на поставку вооружений и военной техники в Китай”. Уточняется, что в рамках работы комиссии планировалось обсудить последние детали контракта на поставку четырех десантных кораблей на воздушной подушке “Зубр” на сумму около $210 млн, согласовать условия поставки более 15 противолодочных самолетов-амфибий Бе-200 с модульной прицельно-поисковой системой “Морской змей” (на $400 млн) и самолетов-амфибий Бе-103. Кроме того, на заседании комиссии ожидалось подписание “Рособоронэкспортом” и Минобороны Китая контрактов на поставку для ВМС Китая почти 40 десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и более 20 вертолетов радиолокационного дозора и наведения Ка-31 на общую сумму около $200 млн.
“Теперь согласование контрактов более чем на $800 млн сдвигается на неопределенный срок”, – делает вывод газета.
$800 млн – это тридцатая часть всего товарооборота, который имел место между РФ и КНР в 2005 году. Это немного, но даже это по вине российской стороны подлостью не реализуется. Комментарии здесь, как говорится, излишни.
for construction