Между Москвой и Тбилиси по-прежнему остаются холодные отношения. Именно такой вывод напрашивается после анализа итогов встречи 13 июня в Санкт-Петербурге президента РФ Владимир Путина с лидером Грузии Михаилом Саакашвили. Как известно, их беседа длилась почти два часа. Оба президента, признав разговор откровенным и полезным, по его окончании фактически вынуждены были констатировать – у России и Грузии слишком разное видение урегулирования двусторонних отношений. Здесь следует напомнить, что главы России и Грузии выразили декларативное желание совместно работать над решением проблем “замороженных конфликтов”.
“Мы не только хотим, но и занимаемся этим в рамках существующих процедур и международного права, – сказал Владимир Путин. – И мы готовы подумать над тем, как эти процедуры улучшить и повысить их эффективность. У нас есть желание работать над этим (решением проблем замороженных конфликтов) совместно”.
Вместе с тем президент РФ считает, что в территориальных вопросах необходимо руководствоваться “интересами народа”. В качестве примера успешного разрешения территориального конфликта Путин привел Чечню.
“Все это закончилось проведением всенародного референдума по Конституции, которым зафиксировано, что Чечня остается в территориальном и правовом поле России”, – подчеркнул он.
Таким образом, внешне стремясь уладить существующие противоречия, Владимир Путин дал понять грузинскому младореформатору, что Москва и дальше будет отстаивать принцип признания главенствующей воли народа при решении о вхождении в состав того или иного государства.
Обращает на себя внимание тот факт, что на эту тему были уже ранее сделаны заявления со стороны Владимира Путина и российского МИДа. И на встрече с Саакашвили Путин не отошел от обозначенной позиции, что говорит о возможных новых шагах России, направленных на признание государственности Южной Осетии и Абхазии, а также Приднестровья. Как известно, официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин совсем недавно заявил следующее: “Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но… исходная югоосетинская позиция базируется на не менее признаваемом международным сообществом принципе – праве на самоопределение”. Спустя какое-то время Владимир Путин заявил на встрече с руководителями ведущих информационных агентств “большой восьмерки”, что Россия никогда не ставила целью присоединение каких-либо территорий за ее пределами. Однако, сославшись на пример Черногории и Косово, Путин призвал международное сообщество выработать единые подходы к решению территориальных проблем, “иначе будет хаос”. То есть президент намекнул журналистам, что Россия вправе признать при соответствующих обстоятельствах непризнанные государства СНГ.
Заметим, что в то время, когда Саакашвили и Путин обсуждали проблемы межгосударственных отношений, в Сухуми собрались лидеры трех непризнанных республик – Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья и подписали совместную декларацию об общих принципах взаимоотношений, которые помогут отставать им свои позиции как самостоятельных государств. При этом лидеры этих республик дали понять, что не питают иллюзий по поводу того, что с их принципами согласятся в Кишиневе и Тбилиси, главным своим защитником они видят РФ и российских миротворцев. Руководители ПМР, Южной Осетии и Абхазии приняли совместное заявление о недопустимости изменения формата миротворческой операции в зонах конфликта.
Таким образом, в эти дни произошли важные события, связанные с отстаиванием Москвой своих геополитических позиций в Закавказье и на всем постсоветском пространстве. Встреча Путина и Саакашвили продемонстрировала решимость Москвы и далее вести с нынешним грузинским руководством жесткий диалог и поддерживать контакты с оппозиционными автономиями. В свою очередь, сами автономии предприняли очередную попытку к более тесному сотрудничеству, в том числе по защите своего суверенитета. При этом в Москве хорошо понимают, что Саакашвили по-прежнему не оставляет планов силового захвата непокорных автономий.
Видимо, не случайно накануне встречи двух президентов в Санкт-Петербурге глава Минобороны России Сергей Иванов выразил озабоченность тем, что Грузия закупает в странах Восточной Европы большое количество оружия. О фактах милитаризации Грузии говорят и международные организации. Скажем, как сообщало ранее BBC со ссылкой на доклад стокгольмского Международного института проблем мира (SIPRI), исследующего рынок вооружений во всем мире, Грузия заняла первое место по росту военных расходов в мире. Расходы Тбилиси на вооружение выросли за год почти в 2,5 раза – до 146 млн долларов.