В России готовится радикальная военная реформа

0:00
0

25 января исполнилось двести сорок три года с момента создания Генерального штаба России. В связи с этим его начальник генерал армии Юрий Балуевский выступил в газете “Красная звезда” со статьей, в которой изложил свои взгляды на решение проблем военного строительства в Российской Федерации. Статья так и называется “Генеральный штаб и задачи военного строительства”.

Как новый принцип в подходах государства к военному строительству Балуевский предлагает “отказ от принципа “симметрии”, т.е. от стремления любой ценой сохранить количественный паритет с потенциальным противником, и переход к строительству Вооруженных Сил и военной организации в целом на основе “асимметрии” с определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание угроз”. Логика генерала понятна. Ведь Россия давно уже значительно уступает по своему военному потенциалу не только странам НАТО, но и имеет более низкий военный бюджет в сравнении даже с Китаем или Индией.

Начальник Генштаба также говорит о необходимости “поиска путей максимизации эффективности применения вооружений и военной техники и военной силы в целом в пределах ограничений в ресурсах, в первую очередь – финансово-экономических”. Правда, это не назовешь новым принципом в решении вопросов обеспечения безопасности страны. Вся постсоветская история наших Вооруженных Сил свидетельствует о том, что их развитие происходило в жестких рамках финансовых ограничений.

Как считает Балуевский, даже при таких обстоятельствах Россия способна обеспечить свою обороноспособность Он заявляет о том, что “в последнее время значительно снизилась угроза прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников”. Однако сохраняется фактор неопределенности, что объективно требует дальнейшего развития новых требований к системе безопасности страны. Балуевский определяет в своей статье основные задачи в этой сфере. Эти задачи, по мнению начальника Генштаба, могут и должны быть достигнуты “качественным (а не количественным) ростом и сбалансированным развитием всех сил и средств обеспечения безопасности государства”. Эти задачи состоят “в своевременном вскрытии угрожающего развития внешне- и внутриполитической обстановки для территориальной целостности и политической независимости Российской Федерации”. Они также связаны с “обеспечением стратегического и регионального сдерживания от развязывания агрессии против России; созданием условий для безопасной экономической деятельности; охраной и защитой Государственной границы; предотвращением и пресечением террористической деятельности; предупреждением экологических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий”.

Балуевский впервые открыто заявляет о новых приоритетных направлениях военного строительства, которые, видимо, будут иметь место в ближайшие годы. Какие это приоритеты?

Во-первых, “это сохранение на минимально достаточном для стратегического и регионального сдерживания уровне потенциала ядерных сил России”. Термин “региональное сдерживание” Балуевский применяет впервые. Это говорит о том, что военное ведомство страны с учетом нынешних реалий и угроз допускает применение ядерного оружия в ближнем зарубежье. Видимо, это будет тактическое ядерное оружие.

Во-вторых, приоритетным направлением заявляется “развитие ВВС с перераспределением общих объемов финансирования в пользу развития средств противовоздушной, а в перспективе – воздушно-космической обороны”. Видимо, анализ войны в Ираке, а также стремление США создать свою систему ПРО выводят развитие ВВС и Космических войск на новый уровень.

В-третьих, важным направление Балуевский считает “качественную модернизацию Вооруженных Сил при одновременном сокращении мобилизационной базы”. О сокращении мобилизационной базы тоже говорится впервые. Мобресурсы в советской и постсоветской истории нашего государства всегда оставались, как известно, “священной коровой”. И вот теперь Россия уходит от применения этого принципа в военном строительстве. Это говорит о том, что в Генштабе глубоко уверены, что глобальная война России уже не угрожает. Хотелось бы верить, что это действительно так.

В-четвертых, военное строительство, по мнению начальника Генштаба, будет заключаться в “дальнейшем развитии соединений и частей постоянной готовности, разведки, связи и радиоэлектронной борьбы”. Это задача не новая для нашей армии. Однако ее реализация в последние годы тормозилась отсутствием необходимых средств. Между тем Балуевский на этот счет иллюзий не питает.

“Следует особо отметить, что предлагаемая модернизация военной организации потребует большой кропотливой работы, а также финансовых затрат, и немалых”, – отмечает генерал.

Таким образом, в развитии военной организации страны наметились новые тенденции и принципы. Их реализация, видимо, потребует кардинальной реформы в самой армии. Подобную информацию уже озвучивали СМИ, хотя Генштаб их опровергал. Между тем статья Балуевского свидетельствует о том, что такие шаги в будущем вполне возможны.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ