Вопрос: Виктор Михайлович, Россия и Грузия сейчас налаживают непростой диалог в сфере экономических отношений. Однако на повестке дня стоят и военные проблемы. В частности, судьба российской воинской группировки в этой стране так до сих пор не решена. До сих пор нет соглашения, регулирующего порядок вывода наших военных баз на российскую территорию. Между тем Тбилиси требует, чтобы российские солдаты как можно быстрее ушли из Грузии. Как Вы прокомментируете эту проблему?
Виктор Заварзин: Россия не приемлет какие-либо упреки в связи с выводом своих баз с территории Грузии. Россия четко выполняет принятые на себя в соответствии со Стамбульскими соглашениями обязательства. Мы полностью и в срок вывели две свои базы – Вазиани и Гудаута. Поэтому нет объективных причин подозревать Россию в возможности невыполнения принятых на себя обязательств.
Мы понимаем стремление грузинских политиков добиться скорейшего вывода со своей территории иностранных военных баз. Но надо учитывать и наши возможности по обустройству выводимых военнослужащих и их семей. Комитет Государственной Думы по обороне полностью поддерживает позицию Министерства обороны России в том, что вывод войск из Грузии не должен повторить ошибок вывода советских войск из стран Европы. Как сказал вице-премьер министр обороны Сергей Иванов, “мы не будем выводить войска в чистое поле”. Нам необходимо подготовить военные городки для выводимых войск, создать необходимую инфраструктуру, рабочие места для членов семей военнослужащих. Все это, как Вы понимаете, требует времени и немалых средств.
В то же время, идя навстречу грузинской стороне, Россия приняла решение на всех уровнях о выводе российских баз Батуми и Ахалкалаки. Основные военные объекты, не входящие в состав этих баз, будут переданы грузинской стороне к 1 января 2006 года. Подготовка к выводу началась 30 мая 2005 года и завершится к 2008 году.
Вопрос: А куда будут выведены российские воинские части?
Виктор Заварзин: Выводимые части и подразделения войдут в состав формируемых двух легких горно-стрелковых бригад, которые буду дислоцированы вдоль российско-грузинской границы с задачей поддержки наших пограничников в рамках программы “Граница” в целях недопущения проникновения незаконных бандформирований с территории Грузии. На это пойдет значительное финансирование – около 1 млрд рублей. Часть вооружений будет переведена на российскую базу в Армении.
Россия, в свою очередь, озабочена вопросом о целях пролонгации американского военного присутствия в Грузии. Нам известны заявления американских официальных лиц, в частности, что у США нет планов создания американских военных баз в Грузии. Однако активное участие Белого Дома в поддержке требований Тбилиси об ускоренном выводе российских военных баз с территории Грузии вызывает обоснованное опасение в попытках США закрепить свое присутствие в Закавказском регионе.
Нас также беспокоят требования некоторых политиков в Тбилиси вывести российские “голубые каски” из Абхазии и Южной Осетии. Я считаю, что наши миротворцы свой долг выполняют достойно.
Вопрос: Ваш прогноз развития российско-грузинских отношений?
Виктор Заварзин: Россия стояла, и будет стоять на позициях дальнейшего укрепления добрососедских отношений с Грузией. У наших стран очень давняя совместная история, чтобы можно было в одночасье изменить ее.
Главной сферой отношений наших двух стран Россия видит экономическую сферу. России выгодно иметь своим соседом экономически развитое, стабильное государство. Именно поэтому мы выступали, и будем выступать за развитие прежде всего экономических отношений между нашими странами.
Вопрос: А что Вы скажите о проблеме Нагорного Карабаха?
Виктор Заварзин: Скажу несколько слов о позиции конфликтующих сторон и позиции России в этом вопросе.
Армения готова освободить оккупированные районы в обмен на независимость Нагорного Карабаха (НКР). Она требует в первоочередном порядке определить статус НКР, решить вопрос о судьбе Лачинского коридора (единственной дороги, связывающей НКР с Арменией) и только после этого приступить к выводу вооруженных сил НКР с территории семи оккупированных районов Азербайджана, вводу в зону конфликта международных миротворческих сил, возвращению беженцев.
Азербайджан придерживается своей линии – НКР является неотъемлемой частью республики и допускается только ее культурная автономия, предлагается план поэтапного урегулирования конфликта:
– освобождение семи оккупированных районов Азербайджана, ввод в зону конфликта международных миротворческих сил и возвращение беженцев;
– решение вопроса о судьбе Лачинского коридора;
– после выполнения этих условий – определение статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана.
Хотя позиция Нагорно-Карабахской Республики игнорируется официальным Баку, она также, на мой взгляд, играет важную роль в деле урегулирования и заключается в следующем:
– достижение уровня суверенитета, максимально обеспечивающего национальные интересы НКР и ее народа;
– сохранение должной степени безопасности, гарантированной собственной армией и силами безопасности;
– достижение соглашения с Баку по территориальным проблемам;
– содействие добровольному возвращению армянских и азербайджанских беженцев;
– восстановление экономического сотрудничества с Азербайджаном;
– подключение НКР к региональным процессам политической и экономической интеграции.
Принципиальная позиция России по Карабаху продолжает оставаться неизменной:
– мы выступаем против навязывания участникам конфликта каких-либо рецептов извне и исходим из того, что главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и армянах;
– Россия готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности – готова выступить гарантом урегулирования;
– на наш взгляд, жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть стабильность и спокойствие в Закавказье, а в постконфликтный период поможет сохранить исторически сложившийся там геополитический баланс сил, не приведет к превращению региона в арену международного политического и военного соперничества.