На этой неделе под руководством первого заместителя начальника Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковника Ивана Бабичева под Алма-Атой прошла трехдневная командно-штабная тренировка (КШТ) командования и штаба Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), дислоцированных в центральноазиатском регионе. Данное мероприятие привлекло внимание наблюдателей по двум причинам. Во-первых, тем, что оно состоялось в Казахстане, то есть вдали от места дислокации штаба КСБР (он находится в Бишкеке). А, во-вторых, в ходе КШТ была отработана “модельная операция коллективных сил по отражению акций бандформирований с привязкой к конкретной местности”. Получается, что военные руководители ОДКБ, учитывая фактор “конкретной привязки”, не исключают возможности присутствия террористов и в окрестностях Алма-Аты. Заметим также, что в тренировке принимали участие не все представители стран, входящих в КСБР (в состав данных сил входит 11 батальонов из Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), а участвовали только командующий КСБР генерал-майор Сергей Черномордин, офицеры штаба КСБР, а также оперативная группа министерства обороны Казахстана.
Военная составляющая КСБР только формируется. И если учитывать материальный фактор, то вполне понятно, почему не было в Казахстане представителей самых бедных стран ЦА – Киргизии и Таджикистана. О финансовых вопросах обеспечения КСБР в ОДКБ сейчас только договариваются и основное коалиционное строительство там рассчитано до 2010 года. Хотя ясно, что основным донором в этой системе останется Россия. Страны ОДКБ рассчитываются за оружие с Москвой по внутрироссийским ценам, подписана программа совместного военного обучения и другие документы в области коалиционного строительства. Предполагается участие ОДКБ в миротворческих операциях ООН.
“Дальнейшее наращивание контактов с ООН позволит Организации Договора о коллективной безопасности использовать все возможности международного сообщества для достижения поставленных целей, расширить сферы взаимных усилий и повышать их эффективность”, – считает генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. В Москве убеждены в необходимости взаимодействия ОДКБ и с НАТО. В первую очередь, это может касаться вопросов борьбы с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана, полагает Бордюжа.
Таким образом, планы у ОДКБ большие. Правда, военные структуры ОДКБ пока еще не проявили себя на практике. Хотя могли бы и конкретно действовать, бороться, скажем, с наркокурьерами на границе с Афганистаном – осуществлять патрулирование границы, нести службу на специальных КПП и других объектах. Казалось бы, что мешает силам КСБР направить свои батальоны в Абхазию или в Афганистан? Ведь ОДКБ заявляет о своем намерении сотрудничать с НАТО. Но этого не происходит. Миротворчество – дорогое удовольствие. Видимо, понимая это, руководство Североатлантического альянса пока старается отмежеваться от контактов с ОДКБ, которые ей навязывает Москва.
Спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Средней Азии и помощник генсека по взаимоотношениям с Россией Роберт Симмонс сообщил 14 декабря на пресс-конференции в Москве, что недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров разъяснил министрам НАТО основные направления деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. Министры альянса, по его словам, “позитивно отреагировали на это сообщение, но пришли к выводу, что сотрудничать еще рано, пока деятельность ОДКБ не приняла более оформленный характер”.
Вместе с тем Симмонс отметил тесное сотрудничество со всеми странами, входящими в ОДКБ (особенно с Арменией и Казахстаном), и стремление НАТО развивать такое сотрудничество с Россией. Спецпредставитель привел слова Сергея Лаврова о том, что ОДКБ намерена обратиться к общим угрозам, однако, по словам Симмонса, НАТО еще не приняло решение о формах сотрудничества в этой сфере – с организацией ОДКБ в целом или с каждым государством на двусторонней основе.
Таким образом, объективно у ОДКБ в мире пока невысокий авторитет. В основном эта организация держится на инициативах и финансах России, которая, конечно, нуждается в надежных союзниках.