Ахиллесова пята армейского тыла

0:00
0

После назначения министра обороны РФ Сергея Иванова вице-премьером в военном ведомстве начата усиленная подготовка, связанная с контролем над тыловым обеспечением не только Российской армии, но и всех войск страны. Именно так надо рассматривать недавние слова начальник Тыла ВС – заместителя министра обороны генерала армии Владимира Исакова о начале полноценного функционирования в стране Межведомственной унифицированной системы обеспечения (МУСТО) войск. Данная система будет полностью контролироваться военным ведомством страны с 1 января 2006 года, то есть уже через месяц, и тогда все планирование тылового обеспечения, подготовка офицерских кадров для войсковых снабженческих структур, обеспечение войск МВД, ФСБ, МЧС, ФСО и т.п. материальными средствами и медицинской помощью, закупки однотипной продукции будут осуществляться при организующей роли Минобороны РФ. Цена вопроса – около 600 млрд рублей, или каждый шестой бюджетный рубль страны. В такую сумму оценивается специалистами возможный Гособоронзаказ всех силовых структур страны на будущий год.

По мнению Исакова, введение МУСТО позволяет значительно снизить издержки при закупке тыловиками из различных силовых структур однотипной продукции. Скажем, с начала 2005 года функционирует созданный в Минобороны РФ единый Центр заказов и поставок (ЦЗиП) Тыла ВС РФ. За 9 месяцев своей работы он на единых конкурсах разместил 93 процента объемов Гособоронзаказа на приобретение для нужд армии и других войск (внутренних войск, погранвойск, соединений МЧС и т.п.) запасов продовольствия, вещевого имущества, ГСМ и других материальных средств. В прошлом году, когда Центра не было, этот показатель составлял всего 7%. Теперь же только по закупкам обмундирования государство сэкономило 48 миллионов рублей. Прозрачность работы Центра гарантирует Федеральная служба по оборонзаказу (ФСпОЗ). И здесь, казалось бы, прогресс налицо.

Но заметим, что ЦЗиП и МУСТО созданы под эгидой Тыла ВС РФ, то есть являются структурным подразделением Минобороны РФ, ФСпОЗ также подчиняется министру обороны Сергею Иванову. Здесь возникает вопрос: обеспечивает ли такая схема полную независимость от ведомственных интересов и коррупции? Насколько концентрация в одних руках контрольно-проверочных и распорядительных функций почти над 15% всех бюджетных средств страны обеспечивает эффективность работы межминистерских тыловых структур, скажем, по качеству? К сожалению, ответ на этот вопрос остается, если не отрицательным, то открытым.

На прошлой неделе, подводя некоторые итоги работы МУСТО, начальник Тыла ВС РФ Владимир Исаков выказал озабоченность, что, показав хорошую продукцию на аукционах, поставщики после заключения контракта порой поставляют в войска совсем другое – низкокачественную, и даже почти просроченную продукцию.

“Мы ведем проверки и по их результатам выставляем иски поставщикам. Значительная часть из них уже оплачена”, – отметил Исаков. Но вот вопрос: почему стала возможной поставка в войска недоброкачественной продукции? Казалось бы, на предприятиях действует ставшая уже единой в рамках ЦЗиП система военных представителей. Именно они и должны контролировать каждую партию поставляемой в войска продукции. И сбоев здесь не должно быть. Между тем, что греха таить, эти “сбои” есть не только при закупке продуктов питания, но и вещевого имущества, ГСМ и даже вооружений. Сергей Иванов уже высказывал свое неудовлетворение качеством выпускаемой предприятиями ОПК продукции.

Кто здесь виноват и где искать выход из создавшегося положения? Виновата, видимо, не до конца продуманная система.

“Военпреды на предприятиях получают копейки по сравнению с тем, что они контролируют – контракты заключаются на десятки миллионов рублей. Порой представители Минобороны просто закрывают глаза на брак и другие погрешности”, – такой вывод был сделан недавно на “круглом столе” в Федеральной службе по оборонному заказу. И с ним согласились не только представители Тыла ВС, но и сами работники предприятий, которые участвовали в дискуссии.

Другая проблема, которую, к сожалению, до сих пор не могут решить в Вооруженных силах и других силовых министерствах при распределении материальных ресурсов – это коррупция в войсках. При подведении итогов деятельности Российской армии за 2005 год Сергей Иванов с горечью констатировал, что “руководство Минобороны крайне беспокоит недопустимо высокий уровень преступности среди офицерского состава. Нашими офицерами сегодня совершается каждое седьмое зарегистрированное преступление. Причем количество противоправных действий со стороны старших офицеров увеличилось в этом году по сравнению с прошлым почти на треть”. Это в основном растраты и хищения государственного, военного имущества и денежных средств.

По словам министра обороны, “только горюче-смазочных материалов за три квартала этого года было незаконно использовано в армии на сумму 82 миллиона рублей”. Увеличение статистики правонарушений, связанных с воровством и коррупцией руководство, Минобороны объясняет опять же невысоким жизненным уровнем офицеров. Здесь нет прямой зависимости, но тенденции налицо.

Таким образом, государство, решив централизовать тыловое снабжение войск страны, пытается добиться экономии средств. Как показывают результаты работы МУСТО, оно этого добивается. Но какой ценой? Из системы порой выпадают вопросы качества продукции. Поднять качество можно только за счет требовательности военной приемки. В свою очередь, мотивация к требовательности, к усердному выполнению офицерами своего ратного долга, обусловлена материальным фактором. Офицеры воруют, потому что им не хватает средств для содержания семьи. Это, видимо, забыли в государстве.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ