Как сообщила WPS пресс-секретарь главы думского комитета по обороне Татьяна Романенкова, правительство внесло в Госдуму законопроект на этот счет. Как известно, гауптвахты были отменены в 2002 году. В частности, по словам Романенковой, указом Президента от 30 июня 2002 года № 671 “О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации” были внесены существенные изменения в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил.
Из Дисциплинарного устава тогда были исключены положения о праве командиров подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте. “Это в полной мере соответствовало положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, к которой присоединилась Российская Федерация, а также требованиям статьи 22 Конституции России”, – считает Романенкова.
Она говорит о том, что согласно статье 5 указанной Конвенции, содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентного суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. В соответствии со статьей 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
“Таким образом, как нормы международного права, так и Конституция РФ, признают неправильным применение ареста к военнослужащим вне судебной процедуры и не по судебному решению”, – делает вывод Романенкова.
По ее словам, внесенный правительством законопроект учитывает положения вышеназванной Конвенции и Конституции РФ. Документ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания”, предусматривает, что дисциплинарный арест как вид дисциплинарного взыскания является крайней мерой дисциплинарного воздействия, применяемой к военнослужащему, и заключается в содержании на основании решения суда военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте”.
При этом Романенкова уточнила, что, в соответствии с законопроектом, дисциплинарный арест применяется к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, военнослужащих, не принявших военную присягу, и военнослужащих женского пола. Дисциплинарный арест может применяться за грубые дисциплинарные проступки. То есть – за нарушение порядка подчиненности, а также уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление части или места службы; неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, а также из командировок, отпуска или лечебного учреждения; нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной, караульной, внутренней службы и патрулирования в гарнизоне; хищение, умышленное уничтожение, повреждение, порчу, незаконное расходование вверенного военнослужащему военного имущества; нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами др. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда на срок до 30 суток. При этом непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 45 суток.
Документом предлагается следующая практика наказания и ареста военнослужащего: в случае совершения им дисциплинарного проступка, за который может быть применен дисциплинарный арест, должностные лица (от командира роты до замкомандира воинской части) в десятидневный срок подают соответствующие материалы командиру воинской части. Последний проводит разбирательство и, если факт грубого дисциплинарного проступка подтверждается, направляет документы в гарнизонный военный суд.
Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично в течение трех суток со дня их поступления. Однако по ходатайству привлекаемого военнослужащего в судебном рассмотрении может участвовать его защитник, а также по просьбе судьи или по собственному решению – военный прокурор. Постановление судьи по результатам судебного рассмотрения объявляется немедленно после его вынесения. Копии вручаются военнослужащему, командиру части и военному прокурору. Решение судьи может быть обжаловано в течение десяти суток после получения постановления суда военнослужащим, командиром части либо военным прокурором.
Почему необходимо ввести в дисциплинарную практику столь суровое наказание?
Как сообщил WPS глава комитета ГД по обороне Виктор Заварзин, в настоящее время вопросы состояния преступности и дисциплины в Вооруженных Силах РФ приобрели особую остроту. Достаточно сказать, в текущем году общее количество военнослужащих, погибших при различных обстоятельствах, составляет 662 чел., из них самоубийства – 182 чел., а убийства в результате нарушения уставных правил взаимоотношений – 14 чел.
“Представьте ситуацию, – говорит он, – военнослужащий ушел в самовольную отлучку, вернувшись обратно через четыре часа в состоянии алкогольного опьянения и начал “бузить”. Что делать командиру, как его усмирить?! Ведь правовых средств воздействия на нарушителя у него сегодня не нет. Такое положение провоцирует отдельных командиров на физическое воздействие в отношении нарушителей воинской дисциплины. Безусловно, это ни в коей мере не оправдывает их, но к нам в Комитет приходят письма от офицеров, подвергшихся привлечению к уголовной ответственности за физическое “усмирение” подобных правонарушителей”.
“Что им делать сегодня?” – задает он риторический вопрос. И сам же отвечает: “Вот и требуется здесь в нашей дисциплинарной практике возрождение гауптвахты как меры наказания военнослужащего”.
Заварзина поддерживают практически все депутаты ГД из числа бывших военнослужащих. Скажем, председатель подкомитета по вопросам военной службы и воинской обязанности думского комитета по обороне генерал-майор Николай Безбородов заявил, что “в комитете уже подготовлены положительные заключения по всем трем законопроектам, составляющим единый пакет документов, которые касаются восстановления в вооруженных силах практики дисциплинарного ареста”. По его словам, в частности, предусмотрены изменения в действующее законодательство, а именно в законы “О военных судах РФ”, “О статусе военнослужащих”, а также в Кодекс об административных правонарушениях, и один проект нового закона “О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста. Бездородов отмечает, что все внесенные правительством законопроекты в полной мере соответствуют положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, к которой присоединилась Россия, а также требованиям статьи 22 Конституции РФ, где зафиксировано, что заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению.
Проправительственное большинство Госдумы наверняка поддержит инициативу военных и кабинета министров о возобновлении в войсках практики ареста и содержания военнослужащих на гауптвахтах.