О роли личности в Военно-Морском Флоте России

0:00
0

Начало нынешней недели ознаменовалось чередой новых назначений и отставок в военно-морском ведомстве России. В минувшее воскресенье президентом страны был отправлен в отставку главком Военно-морского флота России Владимир Куроедов. У Владимира Путина он был “любимчиком”, хотя многие ЧП на флоте связывали именно с именем Куроедова. В июле 2000 года Путин присутствовал на защите его кандидатской диссертации. А спустя несколько недель мир стал свидетелем разыгравшейся трагедии с атомной субмариной “Курск”, унесшей жизни 118 подводников. Потом была еще одна трагедия – 30 августа затонула подводная лодка, погибли 9 североморцев. Потом в феврале 2004 года в присутствии Владимира Путина и Куроедова состоялись неудачные пуски ракет с субмарины “Новороссийск”. 30 июля 2005 года во время репетиции парада в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге на Неве военные моряки взорвали две пиротехнические мины, повредив обшивку флагманского корабля Балтфлота “Неукротимый” и чуть не потопили его. В начале августа у берегов Камчатки затонул батискаф АС-28…

Как отмечает большинство наблюдателей, за последнее время ЧП в ВМФ страны стали регулярными, а значит, поводов для громкой отставки Куроедова накопилось немало. Между тем Владимир Путин, прощаясь с Куроедовым, как известно, заявил, что “Владимир Иванович (Куроедов) возглавлял ВМФ с 1997 года. Мы знаем, в каком состоянии находился флот в 1997 году. Это было не лучшее наследство. За предыдущие годы, с начала 1990 годов, к сожалению, много было утрачено”.

“За это время мы не только восстановили значительную часть боевой мощи флота. Мы создали реалистичную программу для его развития. Последние учения, в том числе, говорят о том, что флот развивается”, – сказал президент. При этом он не забыл вспомнить и все те ЧП, которые имели место на море и дать им свою оценку. По словам Путина, “были и события тяжелые, и трагедии, мы все об этом хорошо знаем”. “Но хочу подчеркнуть еще раз – при всех проблемах, при всех трагедиях, все-таки главным является то, что флот развивается”, – заявил президент РФ.

Таким образом, оценка деятельности Куроедова в целом высокая.

Российскому обществу в последние годы не раз приходилось убеждаться, что президент страны “своих не сдает”. А то, что Куроедов стал для Путина своим еще в 2000 году, ни у кого из военачальников, кто знает ситуацию изнутри, не вызывает сомнения. Видимо, Куроедов понравился Путину – за свежий взгляд, нестандартные предложения, изложенные в диссертации (не случайно ее сразу же хотели засчитать как докторскую). Но, может быть, главное в том, что в условиях кризиса конца 90-х – начала 2000 гг. Куроедов проявил политическую лояльность. Он был одним из самых закрытый главкомов для общества. И его “выверенные” заявления мы могли в основном читать только на информационных лентах и в официальных пресс-релизах.

В отличие от Куроедова, новый главком ВМФ Владимир Масорин открыт для общества и журналистов. Сразу же после своего назначения он дал обширную пресс-конференцию, на которой рассказал о перспективах развития российского военного флота.

Перспективы есть. Между тем понятно, что развитие ВМФ не является приоритетным делом. Ведь, как сказал недавно министр обороны РФ Сергей Иванов, в 2006 году основные средства из военного бюджета пойдут на развитие ВВС и ПВО. Хотя не секрет, что положение с военным флотом РФ не самое лучшее.

Как заявил преподаватель Военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ доктор политических наук капитан первого ранга запаса Леонид Малышев, выступая 2 сентября на конференции в Москве, “Военно-морской флот России за последние 15 лет сократился более чем в 3,5 раза”. При этом, по его словам, “число боевых кораблей ВМФ снизилось с 1320 до 363 единиц, подводных лодок стратегического назначения – с 62 до 27 единиц, всего подводных лодок – с 350 до 78 единиц”. Аналитик при этом обратил внимание на то, что развитые страны продолжают укреплять свои флоты с учетом характера современных угроз и вызовов. Так, отметил Малышев, к 2030 году ВМС США в своем составе будут иметь до 400 боевых кораблей основных классов, причем половина из них – это будут носители крылатых ракет, а также 12 современных авианосцев. Как известно, у России один авианосец и строить новые пока только планируется, но средств на это не выделяется.

Таким образом, вполне понятно, что без серьезных финансовых вливаний в развитие российского ВМФ возрождение России как морской державы будет под вопросом. Однако крупные поступления от продажи энергоносителей для этого не используются и вряд ли будут использоваться. Не совершает ли здесь Россия очередную ошибку?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ