На выставке авиационной и космической техники военного и гражданского назначения Paris Air Show 2005, которая проходит сейчас в пригороде Парижа Ле Бурже, российская экспозиция, занимающая площадь 1700 кв. м, является второй по объему после американской. Основной интерес у посетителей выставки вызывает продукция российской оборонной промышленности. В то время как гражданские авиапроекты в стране стагнируют, по прежнему развивается именно военное производство самолетов. Не случайно проектом разработки регионального самолета RRJ, макет которого уже представлен в Ле Бурже, занимается именно военно-промышленный холдинг “Сухой”.
Всего же во Франции Россию на выставке представляют более 40 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. По данным ФГУП “Рособоронэкспорт”, на российском выставочном стенде представлена в виде образцов, макетов, моделей, планшетов и видеофильмов самая широкая номенклатура перспективной авиационной техники и вооружения по более чем 250 наименованиям. В российском павильоне посетители выставки смогут получить исчерпывающую информацию не только о RRJ, а практически обо всем экспортном ряде самолетов семейства “Сухой”. И, в первую очередь, о представленном на выставке многофункциональном истребителе поколения “4+” Су-27СКМ. Этот самолет обладает высокой маневренностью, лучшими в мире летными характеристиками и обеспечивает поражение высокоточным управляемым оружием всего спектра воздушных, наземных и морских целей. Также можно будет ознакомиться с тактико-техническими характеристиками многофункционального истребителя Су-30МК, истребителя-бомбардировщика Су-32, самолета-штурмовика Су-39, оснащенного радиолокационным комплексом “Копье”, экспериментального самолета Су-47 с крылом обратной стреловидности, корабельного истребителя Су-33 и т.д.
Представители ФГУП “Рособоронэкспорт” отмечают, что компания “Сухой”, которая заработала в прошлом году 1,5 млрд долларов, занимает первое место в списке десяти крупнейших предприятий военно-промышленного комплекса России.
Предметно представлена на выставке и корпорация “МиГ”. Объем продаж этой фирмы в 2004 году составил 427 млн долларов. Из представленной на выставке экспортной серии самолетов марки “МиГ” специалисты выделяют учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ и фронтовой истребитель МиГ-29. Имеется в российском павильоне также натурный образец специализированного тренажера боевого применения (СТБП-29). Интерес для представителей ВВС зарубежных стран представляет и истребитель-перехватчик МиГ-31Э.
Кроме самолетов семейства “МиГ” и “Сухой”, важное место в российской экспозиции занимает учебно-боевой комплекс Як-130. Представляя собой самолет “двойного” применения, он может использоваться как учебно-тренировочный, так и легкий ударный самолет. Значительную нишу на выставке занимают также различные модификации вертолетов марки “Ми” и “Ка”.
Таким образом, как отмечают специалисты ФГУП “Рособоронэкспорт”, Россия сохраняет прочные позиции среди ведущих мировых экспортеров военной авиационной техники. При этом уточняется, что доля авиации и космических услуг в объеме продаж российского оружия ($5,12 млрд в 2004 году) составляет около 60% .
Отмечается, что российские производители авиационной техники принимают участие практически во всех крупнейших региональных тендерах на закупку многоцелевых истребителей и боевых, военно-транспортных и многоцелевых вертолетов.
“Предлагаемые российской стороной тендерные программы оказываются в числе фаворитов не только в категории “цена-качество”, где, как известно, Россия традиционно сильна. Становятся более конкурентоспособными наши офсетные предложения и программы передачи технологий и лицензий, организации центров технического обслуживания авиатехники. Все более востребованными становятся на международном рынке услуги России в ракетно-космической области”, – сказано в пресс-релизе ФГУП “Рособоронэкспорт”. Отмечается, что “Рособоронэкспорт” и предприятия российской авиационно-космической промышленности “демонстрируют в настоящее время свою зрелость и состоятельность как долгосрочные и стратегические партнеры в рамках реализуемых крупных контрактов”.
Так, в ноябре 2004 года в предусмотренные контрактом сроки успешно завершена поставка последней партии новейших многофункциональных истребителей Су-30МКИ для индийских ВВС.
“Уникальность данного проекта заключалась в том, что Россия поставляла на экспорт бортовое радиоэлектронное оборудование, которое сделано в кооперации с индийскими, французскими и израильскими фирмами”, – говорится в сообщении. Большое внимание уделяется развитию программ модернизации и создания перспективных боевых, военно-транспортных и многоцелевых вертолетов, которые предполагают использование новых материалов, оснащение вертолетов современным радиоэлектронным оборудованием для круглосуточного применения вооружения. В этой связи отмечается тенденция устойчивого спроса на модифицированные версии хорошо зарекомендовавших себя на рынке своей надежностью и простотой в эксплуатации вертолетов российского производства.
Заметно расширяется номенклатура и география поставок российской авиатехники. Примером тому является недавнее заключение контракта на поставку вертолетов марки “Ми” в Венесуэлу, начавшиеся поставки вертолетов в Чехию, реализация контракта на поставку вертолетной техники в Малайзию, отмечают в “Рособоронэкспорте”. За последнее время активизировалось сотрудничество предприятий российского авиастроения с партнерами из Европы (SAGEM, THALES, MBDA, SNECMA, Bae Systems), с некоторыми из которых в практическом плане рассматриваются совместные проекты по проведению модернизации авиационной техники, находящейся на вооружении ВС стран Центральной и Восточной Европы. В связи с заинтересованностью некоторых европейских стран в оснащении своих вооруженных сил тяжелыми транспортными вертолетами российская сторона не исключает возможности своего участия в создании указанной авиационной техники по техническому заданию потенциального заказчика.
Имеются определенные наработки в российско-французском военно-техническом сотрудничестве, в частности, предпринимаются совместные усилия по продвижению самолета МиГ-АТ, оснащенного двигателями компании SNECMA, на рынки третьих стран. В текущем году началась совместная с SAGEM разработка лазерной инерциальной навигационной системы ЛИНС-2000 и т.п., информирует пресс-служба ФГУП “Рособоронэкспорт”.
Между тем надо признать, что по гражданской авиационной тематике Россия значительно отстает от ведущих государств мира. Хотя в РФ имеется хорошая база для ее развития. Но самолеты стареют, а производство новых фактически заморожено. В прошлом году российскими фирмами были приобретены всего два Ил-96 и один Ту-204. Кроме того, на самолеты прошлого поколения ставятся двигатели западного производства, чтобы приблизить их к требованиям сегодняшнего дня. Компании предпочитают покупать самолеты за границей, несмотря на то, что им приходится платить устрашающую таможенную пошлину. Так в 2004 году они приобрели 29 самолетов иностранного производства. В основном это старые “Боинги”.
Таким образом, у России есть определенные шансы состояться как авиационная держава в будущем. Однако для этого нужна государственная поддержка и воля. Москва, видимо, должна ужесточить требования по ввозу в страну импортной авиатехники.