В конце апреля генеральный директор ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергей Чемезов подвел некоторые итоги военно-технического сотрудничества России с другими странами. Интервью 28 апреля газете “Красная звезда” было приурочено к годовому юбилею его руководства “Рособоронэкспортом”.
По словам Чемезова, Россия бессменно входит в число пяти ведущих экспортеров мира. Он отмечает, что минувший 2004 год был самым удачным – вооружений продано на 5 млрд 120 млн долларов. Правда, этот показатель мог бы быть больше, но мешают конкуренты. Ежегодный ущерб России от неправомерных ограничительных мер, наложенных на российских спецэкспортеров правительствами ряда западных государств, по оценке главы “Рособоронэкспорта”, составляет около 2,5 млрд долларов. То есть Россия могла бы продавать оружия в 1,5 раза больше.
Настораживает то обстоятельства, что Чемезовым очень мало было сказано о будущих перспективах ВТС РФ и других стран. Например, он отмечает, что США к 2009 году выставят на рынок боевой самолет 5-го поколения F-35. Когда это сделает Россия, неизвестно.
На мировом рынке наблюдается тенденция роста продаж беспилотных летательных аппаратов. Но здесь у России также значительное отставание. Современные БПЛА только разрабатываются. До их серийного производства дело не дошло. Несколько увереннее РФ выглядит по продажам морских военных судов, средств ПВО и бронетехники. Но рынок продаж, скажем, бронетехники Сухопутных войск ограничен. Есть определенные, в том числе и политические ограничения на продажи средств ПВО.
Государство ограничивает свою помощь предприятиям ОПК. Министр обороны РФ Сергей Иванов считает, что надо, как у американцев, финансировать предприятия ОПК через оборонзаказ только на 25-30%. Но в России десятилетиями создана совсем другая структура военной промышленности. Есть производства, которые выпускали и выпускают только военную продукцию. Их очень трудно перепрофилировать. С одной стороны, нынешнее руководства РФ не имеет четких программ развития ВТС, ясных политических и экономических принципов в оружейном бизнесе (скажем, Сирии проданы только ЗРК ближнего радиуса действия, хотя Дамаск просил совсем другое оружие). С другой – нет четкой программы развития ОПК. Идея создания Минноборонпрома Кремлем отвергается и до сих пор предприятия ОПК, которые могут быть локомотивами развития высокотехнологичной экономики страны, не получают четкой господдержки, несмотря на профицит бюджета.
Специалисты прогнозируют медленное умирание в России военной промышленности, а значит и утрату нашего мирового лидерства в области ВТС. Как считает генеральный директор компании “Альфа-Интегратор” Борис Рапопорт, “в ближайшие два-три года Россия может потерять внешние рынки сбыта вооружения и военной техники (ВВТ)”. По его словам, потеря позиций в оружейном бизнесе может произойти из-за системного снижения качества продукции, роста стоимости вооружения и военной техники вследствие неуправляемого роста затрат на их производство. Кроме экономических и финансовых проблем в российском ОПК, имеются и чисто организационные, информационные проблемы.
“По многим образцам вооружений и военной техники отсутствует интегрированная логистическая поддержка их жизненного цикла, прежде всего, по технической составляющей – “цифровому” отображению изделий”, – делает вывод Рапопорт. Он отмечает, что “проблематика развития ОПК не структурирована жестко контролируемой государственной программой по аналогии с министерством обороны США”.
“Тенденции таковы, что продолжающееся сокращение объемов продаж и производства ВВТ, нецелевое использование финансовых ресурсов от продаж (инвестиций в производство) приведет к нарастанию информационно-технологического разрыва между западной “оборонкой” и отечественной”, – считает специалист. По этой причине через пять-шесть лет предприятия ОПК России уже не смогут обеспечить все необходимые технологии для производства вооружения и военной техники пятого поколения.
“Наступает технологическая зависимость отечественных производителей продукции военного назначения от западных предприятий. Российские предприятия будут вынуждены кооперироваться по совместной реализации проектов с партнерами – странами Европы, а также с Индией и Китаем. Это критическая точка, когда опережающие работы в области конструирования оружейных комплексов пятого поколения передаются для технологической реализации указанным странам”, – отмечает Рапопорт.
Эксперт считает, что через семь-десять лет, получив российские конструкторские разработки и обладая уже более современной информационно-технологической базой, те же Индия и Китай начнут вытеснять Россию с рынка вооружений.
“Информационно-технологическое отставание отечественных предприятий ОПК достигает таких размеров, что Россия не сможет производить конкурентоспособные аналогичные виды ВВТ. Этот пессимистический прогноз основан на анализе складывающихся реалий”, – подчеркивает Рапопорт.
Таким образом, по мнению эксперта, переломить негативные тенденции невозможно без активной “информатизации” российских предприятий ОПК на базе самых передовых решений. Для этого, конечно, нужны средства, ресурсы. У России они есть. Дело за малым – чтобы руководство страны осознало остроту проблем в сфере военного производства и ВТС и начало их активно решать.