Накануне Дня космонавтики и праздника войск ПВО страны в российском обществе оживились споры о том, каким способом бороться с самолетами, захваченными террористами. 7 апреля на встрече с журналистами командующий восками Командования специального назначения (бывший Московский округ ВВС и ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев, комментируя проблемы обеспечения безопасности воздушного пространства над Москвой в дни майских праздников и во время празднования Дня Победы, сказал, что российское военное командование готово бороться с воздушными террористами решительно и целенаправленно. Противовоздушные расчеты и авиация будут сбивать любые несанкционированные воздушные цели, которые могут появиться над Москвой, том числе и пассажирские самолеты с террористами на борту. В то же время Юрий Соловьев отметил, что российское законодательство не позволяет сбивать самолеты, захваченные террористами, если на их борту есть пассажиры.
“Я доложил об этом военно-политическому руководству и думаю, в ближайшее время решение будет принято”, – заявил Соловьев. По его словам, решение об уничтожении воздушного судна, захваченного террористами и направляющегося на важные государственные объекты, будет приниматься двумя людьми – министром обороны и главкомом ВВС.
Между тем эта проблема уже вызвала оживленные комментарии политиков и экспертов. Главный военный прокурор Александр Савенков утверждает, что “существующая на сегодняшний день законодательная база, в том числе законы “О Государственной границе Российской Федерации”, “Об обороне” и другие, а также изданные в их развитие иные нормативные документы содержат достаточные правовые основания для выполнения войсками ПВО возложенных на них задач и, в первую очередь, тех, которые связаны с защитой нашей страны и граждан от атак с воздуха”.
Савенкову возражает глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Он считает, что четкие юридические постулаты по вопросу сбивать или не сбивать самолеты, захваченные террористами, в российском обществе только формируются. Глава комитета напомнил, что Совет Федерации на одном из последних заседаний принял поправки в закон “Об обороне”, где прописаны вопросы применения Вооруженных Сил в ходе антитеррористических операций, а также их участие в противодействии терроризму.
“Эта норма подразумевает, в том числе, и возможность применять силовые действия к нарушителям сухопутных и воздушных границ. В законопроекте “О противодействии терроризму” также предусматривается норма о том, что захваченные террористами самолеты могут быть уничтожены”, – сообщил Озеров.
В то же время он подчеркнул, что речь не идет о том, что захваченный самолет может быть сбит сразу же, как только поступил сигнал тревоги. В рамках закона, который, как ожидается, может быть принят в ходе весенней сессии парламента, будут разрабатываться министерствами и ведомствами соответствующие инструкции и другая нормативно-правовая база, определяющая, каким образом должны действовать в конкретном случае силы ПВО и ВВС.
“В таких случаях должен предусматриваться ряд мер, в том числе по принудительной посадке захваченного самолета. Его уничтожение – это уже самая крайняя мера”, – отметил Озеров.
Позицию Озерова поддержал и глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, Он сообщил, что в российские военные в скором времени могут получить право сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами.
“Этот вопрос прорабатывается, и соответствующая правовая норма уже содержится в проекте закона “О противодействии терроризму”. Этот законопроект Госдума приняла в первом чтении и сейчас идет работа над поправками, напомнил он.
Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников также считает, что России необходим закон, предусматривающий уничтожение пассажирских самолетов, захваченных террористами.
“Такой закон надо принимать, но успеем ли мы это сделать к торжествам, посвященным 9 мая – это большой вопрос”, – сказал он.
Экс-главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков подчеркивает, что применение средств ПВО в отношении пассажирского лайнера, захваченного террористами, возможно и при существующем законодательстве.
“В этой ситуации все будет зависеть от конкретного командира, который может дать команду на поражение самолета с террористами, а может воздержаться от этого. И в одном и в другом случае он может доказать свою правоту, поскольку в существующем законодательстве четко не прописан порядок действий должностных лиц”, – пояснил он
Вместе с тем, Корнуков высказался за внесение определенных изменений в существующее законодательство. “Закон должен обязывать командира выполнить свое предназначение. Ведь некоторые должностные лица, прежде всего, думают не о том, как выполнить задачу, а как бы не “залететь” самому. Такие, к сожалению, есть”, – отметил эксперт. По его оценке, сбить захваченный террористами самолет при подлете к столице смогут лишь расчеты ПВО.
“Самолеты-истребители не успевают, поскольку ближайший к Москве аэродром – Курск. Здесь надежда только на зенитные ракетные системы и на правильно принятые решения”, – отметил Корнуков. Он сообщил, что несколько лет назад прорабатывались варианты создания технических средств, которые позволили бы взять управление захваченного террористами самолета с земли и в случае необходимости отвернуть его в сторону.
Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших в результате теракта на Дубровке, считает предложение уничтожать пассажирские самолеты, захваченные террористами, “неоднозначным, но имеющим рациональное зерно”.
“Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Ведь Израиль, где постоянно происходят теракты, не пошел на такие кардинальные меры, как сбивание пассажирских самолетов. Да и потом, если вдруг за террориста будет принят какой-нибудь пьяный или больной человек, то результаты будут непоправимые”, – заявил Трунов. Вместе с тем, по его словам, “если бы самолеты, взорвавшиеся в США 11 сентября 2001 года, были сбиты, то и жертв было бы гораздо меньше”.
Таким образом, в российском обществе большинство политиков и военачальников считают возможным сбивать захваченные боевиками авиалайнеры с пассажирами на борту. Осталось только принять на этот счет закон. Правда, пока неизвестно, насколько этот закон может быть эффективным.