Россия вывела личный состав своего военного госпиталя, который более месяца оказывал медицинскую помощь населению страны, пострадавшему от цунами, из Суматры (Индонезия). 21 февраля в Екатеринбурге в аэропорту “Кольцово” его торжественно встречали министр обороны Сергей Иванов и губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Медицинский отряд специального назначения Приволжско-Уральского военного округа был одной из самых дееспособных единиц иностранного медицинского персонала, который оказывал помощь населению в самой горячей точке страны – провинции Ачех (здесь было зафиксировано больше всего погибших – 114 тысяч человек, еще 128 тысяч считаются пропавшими без вести). С одной стороны, наблюдатели отмечают непродолжительность пребывания отряда в зоне бедствия. С другой – его высокий профессионализм. Поэтому не исключается, что вывод российских медиков из Индонезии связан не только со снижением возможности эпидемий и болезней, но и “неспокойной военно-политической обстановкой в зоне работы медицинского отряда”. До цунами правительственные войска вели здесь боевые действия с вооруженными отрядами сепаратистов. И развитые европейские страны предпочли провинции помогать деньгами. И только российский военный медицинский отряд, который был дислоцирован на одном из стадионов близ столицы провинции Банда-Ачехе, составил исключение. В той же провинции, но в более безопасных и спокойных районах развернули свою работу австралийский и германский гуманитарные военные госпиталя. По некоторым данным, они также готовятся к передислокации на родину.
В дни рождественских праздников 2005 года мобильный госпиталь ПУрВО бы поднят по тревоге и уже 10 января начал развертываться в провинции Ачех. Как известно, передислокации госпиталя предшествовал состоявшийся 5 января телефонный разговор президента России Владимира Путина и главой Индонезийского государства Сусило Бамбангом Юдхойоно. Несмотря на критику западных СМИ, что Россия поздно отреагировала на катастрофу в Индийском океане, официальные индонезийские лица дали высокую оценку деятельности российских медиков в зоне бедствия. В специальной телеграмме, присланной вчера в МО РФ на имя Сергея Иванова, его индонезийский коллега Ювоно Сударсоно особо поблагодарил главу Минобороны быстрое развертывание полевого госпиталя и за оказанную помощь при ликвидации последствий цунами в провинции Ачех.
В свою очередь, Глава Координационного совета по спасательной операции генерал-майор Бамбанг Дармоно в минувший четверг на церемонии прощания с российскими военными медиками особо отметил тот факт, что “российский госпиталь – единственный из переброшенных в пострадавшую провинцию разными государствами, действовал в полностью автономном режиме, не создавая никаких проблем для занятых решением множества других задач местных властей”. По его словам, российские медики завоевали сердца местных граждан. “Если на первых порах госпиталь принимал в день по 10-15 человек, то сейчас в него выстраиваются очереди из 200-300, что является лучшим свидетельством мастерства вашего медицинского персонала”, – подчеркнул генерал. Всего же, по данным МО РФ, уральские военные врачи за время работы в военном госпитале в Банда-Ачехе с 10 января по 18 февраля приняли и оказали помощь более 30 тысячам жителей Индонезии, пострадавшим от землетрясения и цунами.
Как сообщили WPS в Министерстве обороны РФ, в Россию наши военные медики “прибыли налегке”, поскольку 18 февраля все имущество и оборудование полевого военного госпиталя на 150 больных передано властям Индонезии. Предварительно индонезийский персонал был научен работать на российской медицинской технике. Госпиталь передан вместе с двумя хирургическими операционными, лабораториями и большим набором медицинского оборудования и медикаментов. Индонезия получила также дизель-генераторы, водоочистительную установку, морозильные камеры, 19 автомобилей повышенной проходимости, мобильную полевую лабораторию, подвижный рентгеновский кабинет. Общая стоимость госпиталя более 2 млн долларов США. Общая же гуманитарная и медицинская помощь России Индонезии и другим пострадавшим от цунами странам оценивается в 30 млн долларов.
Однако, если вспомнить начало ввода нашего военного госпиталя на Суматру, то некоторые политики посчитали его нелегитимным. Так, советник Председателя Совета Федерации, бывший первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов заявил WPS, что на отправку нашего военного медицинского контингента в Индонезию должно было быть получено разрешение Совета Федерации, “поскольку медотряд специального назначения – это военное подразделение ВС РФ и этого требуют российские законы”. Однако таких действий со стороны властей не последовало. В свою очередь, глава думского комитета по обороне Виктор Заварзин заявил в одном из своих интервью по этому поводу следующее: “В соответствии с Конституцией РФ, Совет Федерации дает согласие на посылку за пределы страны российского воинского контингента. Так было, когда принималось решение о направлении наших военных в Приднестровье, Таджикистан, Абхазию, а также в случае с участием российских военных в миротворческой операции в Косово. В Индонезию же был направлен не воинский контингент, а военно-полевой госпиталь Приволжско-Уральского военного округа для оказания гуманитарной помощи этой стране после разрушительного цунами. Подчеркну, что все российские представители находились там без оружия и выполняли не миротворческие, а исключительно гуманитарные функции. Россия откликнулась на просьбу Индонезии ко всему мировому сообществу оказать помощь”.
Таким образом, в руководстве страны посчитали военный госпиталь Минобороны РФ не воинским подразделением. Это выглядит странным. По штату у каждого военнослужащего должно быть оружие. И действуя в реальной обстановке, он его обязан с собой брать. Тем более что российские военные врачи находились в зоне боевых действий правительственных индонезийских вооруженных сил с оппозиционными отрядами. Даже в целях самообороны оружие нашим медикам было бы необходимо. Хорошо, что все обошлось. Но ведь могли бы быть и жертвы… Вот тогда бы сразу задумались – а насколько легитимна была посылка нашего военного медотряда в зону бедствий и боевых действий в Индонезию?