ЧТО СТОИТ ЗА ПРЕЗИДЕНТСКИМ УКАЗОМ О РЕФОРМИРОВАНИИ АРМИИ

0:00
0

Вслед за изданием указов о реформировании ФСБ, МВД и других силовых структур страны президент РФ Владимир Путин перед уходом в отпуск издал Указ “Вопросы Министерства обороны Российской Федерации”. Данным документом утверждено новое Положение о Министерстве обороны. При этом ранее подписанное Борисом Ельциным Положение о Генеральном штабе ВС утрачивает свою силу. По указу президента он становится структурным подразделением МО РФ. Комментируя данный указ, Сергей Иванов подчеркнул, “что президентом сохранена роль Генерального штаба как координатора развития и строительства всей военной организации, а не только министерства обороны”. Иванов полностью опроверг ранее появлявшуюся информацию о том, что со сменой руководства влияние Генерального штаба заметно упадет. По его словам, лишь некоторые подразделения, относившиеся к Генштабу, передут в центральный аппарат министерства обороны. Это, в первую очередь, будет касаться хозяйственных и кадровых служб, не имеющих прямого отношения к роли Генштаба.

“В Генштабе по-прежнему остаются Главное оперативное управление, Главное разведывательное управление, Главное организационно-мобилизационное управление и другие главные управления”, – сказал Иванов на встрече с руководящим составом Приволжско-Уральского военного округа. “Задачи, которые поставил перед Генштабом Верховный главнокомандующий, – думать о том, какими должны быть Вооруженные силы, и планировать строительство не только Вооруженных сил, но и всей военной организации государства, включая внутренние, пограничные и другие войска”, – подчеркнул министр обороны.

Казалось бы, данные шаги должны укрепить единоначалие в армии, а значит авторитет министра обороны. Но бросается в глаза то, что реформа центральных органов военного управления и включение Генштаба в структуру Минобороны РФ сделаны Ивановым из личностных побуждений. Всем известно, что Анатолий Квашнин и нынешний министр обороны имели различные взгляды на роль и значение Генштаба в военной организации страны. Квашнин добивался повышения его роли и фактически стремился к отделению Генштаба от Министерства обороны. Мол, Генштаб должен управлять войсками, а Министерство обороны обеспечивать войска и осуществлять за ними гражданский контроль. Теперь МО РФ и руководит, и контролирует войска, в том числе и через Генштаб, который является его структурным элементом. Насколько это будет эффективно, покажет время, но уже видно, что на должность начальника Генштаба назначен человек далекий от войск – генерал-полковник Юрий Балуевский, который практически не имеет опыта руководства большими воинскими коллективами в масштабах армии, округа и т.п. Создание в недрах Минобороны военной инспекции – единственного контролирующего органа – не смогло решить проблем повышения боевой готовности войск, в армии и на флоте продолжают иметь место правонарушения, воровство, военнослужащих защищать, кроме военных прокуроров, практически некому. Должный контроль над действиями командиров отсутствует.

Все это ведет к росту преступлений среди офицеров. Так, по признанию Главного военного прокурора генерал-полковник юстиции Александра Савенкова только в текущем году за хищения и злоупотребления должностными полномочиями привлечены к уголовной ответственности почти 20 командиров воинских частей, 43 должностных лица продовольственных, вещевых и финансовых служб, 35 из них уже осуждены. Генерал отмечает, что, к сожалению, факты хищений, злоупотреблений должностными полномочиями имеются практически во всех округах, видах Вооруженных Сил, родах войск.

По его словам, среди привлеченных к ответственности – начальник Екатеринбургского артиллерийского института генерал-майор Шпанагель, бывший начальник пограничного управления группы ФСБ России в Республике Армения генерал-лейтенант Абоимов. Осужден начальник продслужбы Северо-Кавказского военного округа полковник Серкин, который в течение двух лет злоупотреблял своими должностными обязанностями при закупках продовольствия для войск. Закупая продукты низкого качества по завышенным ценам, он причинил государству ущерб более чем на 34 миллиона рублей. В мае приговорены к длительным срокам лишения свободы начальник продовольственной базы Дальневосточного военного округа подполковник В. Иванников и начальник продслужбы окружного военного госпиталя В. Войчик. Только за 10 дней октября 2002 года эти офицеры, внося ложные сведения в документы, похитили продовольствия на 1 млн 300 тыс. рублей. Эти злоупотребления выявила Главная военная прокуратура. Факты нецелевого использования финансовых средств в военном ведомстве регулярно озвучивает и другой контролирующий орган страны – Счетная палата. Только вот сами военные о своих грехах говорить как-то боятся. Офицерам Минобороны РФ невыгодно сегодня выносить сор из избы и поэтому контроль над соблюдением правопорядка в армии со стороны руководящего состава ВС РФ принижен.

Президент сократил количество заместителей министра обороны до четырех человек, в том числе главе военного ведомства разрешено иметь двух заместителей в ранге первых. Первые заместители – это начальник Генерального штаба ВС РФ Юрий Балуевский и “чистый” зам. – генерал-полковник Александр Белоусов, который также не имеет опыта командования военным округом, а в должности заместителя командующего военного округа был всего 4 года. Кто будет “простыми” замами, тоже уже, видимо, известно. Есть большая вероятность, что руководить Тылом по-прежнему будет генерал армии Владимир Исаков, а замом по вооружению останется Алексей Московский. Вряд ли они что-то радикально перестроят в подведомственных подразделениях военного ведомства. На все переустройство Минобороны дано 3 месяца. Срок небольшой. Но за это время должны будут появиться новые службы. По обустройству и расквартированию войск, по финансам, по кадровой политике и воспитательной работе. Родятся они, конечно, не на пустом месте. Аппарат заместителя министра обороны по строительству и расквартированию, а также Главное управление военного бюджета и финансирования преобразуют в службы. Хотя больше всего не повезет офицерам Главного управления воспитательной работы, которое вольется в Главное управление кадров. Преобразований коснется и собственный аппарат министра обороны.

Предполагается, что офицерам и служащим центрального аппарата МО РФ значительно повысят денежное довольствие. Но будет ли эффективней их деятельность? Не станет ли это пропастью между теми, кто служит в войсках и теми, кто находится в стенах так называемого “арбатского военного округа”?

За постсоветскую историю Минобороны реформируется уже пятый раз. То есть, если считать с 1992 года, почти каждые два с половиной года утверждалась новая структура военного ведомства. Структура изменялась, а вот содержание управления войсками почему-то оставалось прежним. Не хотелось бы, чтобы и в этот раз все произошло по прежним сценариям.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ