Украина по-прежнему имеет стратегические цели по вступлению в Североатлантический альянс и европейские структуры. Такой вывод можно сделать из заявлений некоторых политиков, которые имели место в последнее время.
Как известно, указом Леонида Кучмы от 15 июля текущего года были внесены поправки в положения Военной доктрины Украины. В частности, было исключено упоминание о подготовке страны к полноправному членству в НАТО и ЕС. После этого указа, который был озвучен накануне ялтинской встречи Путина и Кучмы, у ряда украинских и российских наблюдателей сложилось понимание того, что Киев отказался от своих устремлений к интеграции с Европой и направляет свой вектор экономического, политического и военного сотрудничества в сторону Москвы. Внешне, казалось бы, все так и выглядит. Тем более данный тезис подкрепляется стремлением Кучмы и его окружения заручиться поддержкой России на предстоящих президентских выборах, которые пройдут этой осенью.
Между тем недавние заявления реального претендента на пост главы государства премьера Виктора Януковича и министра обороны Евгения Марчука позволяют поставить под сомнение действительные цели и устремления Украины в международной политике. Янукович на борту фрегата “Гетьман Сагайдачний” во время празднования 12-й годовщины Военно-морских сил Украины открыто заявил, что “реформирование Вооруженных сил Украины прямо связано с перспективой вступления в НАТО”. Еще более конкретен и искренен был министр обороны Украины Евгений Марчук. В конце минувшей недели, комментируя в официальном органе МО Украины газете “Народная Армия” положения принятого в июне 2004 года Стратегического оборонного бюллетеня (“Белой книги”), он заявил о том, что несмотря на то, что “в новой редакции военной доктрины изъято положение о вступлении Украины в НАТО, интеграция в европейские структуры – базовое положение”. Марчук пояснил, что “доктрина – элемент тактический. Завтра она может быть изменена, ее положения живут недолго”. Министр объяснил и тот момент, почему было принято такое решение. Как известно, во время июньского саммита НАТО в Стамбуле президенту Кучме “не удалось выйти на новый уровень диалога с НАТО. Там все привязывают к осенней политической обстановке на Украине. Тогда и решено было не определять сроки сближения. Не цель, а сроки. Сотрудничество с НАТО не останавливается ни на минуту, все намеченные планы выполняются”.
Таким образом, стремление официального Киева вступить в альянс остается одной из главных его стратегических задач.
Между тем в Киеве общественное мнение и парламент страны проявляют значительное недовольство украинским военным присутствием на Ближнем Востоке. Даже кандидат на пост президента страны Виктор Янукович выступил на днях за сокращение численности украинского миротворческого контингента в Ираке. Как сообщил руководитель избирательного штаба Януковича Сергей Тигипко, “мы внимательно прислушиваемся к мнению нашего народа, учитываем его негативное отношение к войне в Ираке и участию украинских военных в миротворческой миссии”. Он отметил, что подход Януковича к вопросу сокращения численности контингента в Ираке не изменится независимо от решения Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), заседание которого должно состояться в ближайшее время.
Поддержат ли в СНБОУ премьер-министра, неизвестно. Хотя вряд ли Украина в ближайшие полгода уйдет из Ирака. Тем временем США очень пристально присматриваются к предстоящим президентским выборам на Украине и давно уже заявляют ей о том, что они должны быть демократическими и легитимными. В этой связи интересна информация, которую на днях распространила радио “Свобода”.
Ссылаясь на неназванного американского члена правительства, радиостанция приводит его заявление, в котором он утверждает, что “Соединенные Штаты Америки не поддержат ни одну просьбу Украины о вступлении в НАТО, если президентские выборы не будут свободными и честными”. То же неназванное “лицо из правительства США” напомнило о многократных фактах нарушения закона и неравных условиях, в которые, по мнению американцев, поставлена украинская оппозиция. Кроме того, прозвучало предупреждение, что “накануне выборов на Украину приедет целый ряд известных политических деятелей”. Наконец, официальный представитель правительства США напомнил: “украинское руководство ошибается, если думает, что США ослабят давление на Украину из-за участия украинских войск в многонациональных силах в Ираке”.
Таким образом, лояльность Украины США и НАТО вряд ли будут для нее автоматическим пропуском в альянс. Запад и Вашингтон, видимо, рассматривают Украину не только как партнера, но и будущего соперника в геополитических играх на территории СНГ и в мире в целом. Киев добился немалых успехов в оружейном бизнесе. Он вооружил современными танками Пакистан, оказывает значительную военную помощь Туркмении, Грузии, Азербайджану и Ливии. Это уже серьезный соперник не только для России, но и для других стран-участниц мирового оружейного бизнеса. Интеграция с Москвой поможет Киеву решить вопрос доступа по относительно низким ценам энергоресурсов и других стратегических товаров. А лояльность Киева НАТО поможет создать ему противовес Москве, если та будет чем-то мешать Украине в реализации ее национальных интересов. Между тем и Москва, и Запад понимают, что Киев “сидит на двух стульях” и сделать окончательный выбор ему все же придется. Значительное снижение экспортных цен на нефть при тенденции ее удорожания в мире дает шанс Москве призвать Киев под свои знамена. Однако реализация этого шанса связана с очень большими “но”… Все зависит здесь не только от желания Москвы, но и от того, насколько далеко зайдут США и Запад в своих намерениях решительно помешать Москве и Киеву сблизиться.