В понедельник 26 июля в главном штабе Сухопутных войск были подведены первые итоги перевода войск на профессиональную основу. В совещании под руководством главнокомандующего Сухопутными войсками – заместителя министра обороны РФ генерала армии Николая Кормильцева приняли участие начальники главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба , начальники родов войск и служб, а также штабов военных округов, командиры объединений и соединений. Как отмечают наблюдатели, подобное мероприятие в военном ведомстве проводится впервые, поскольку Федеральная целевая программа по переходу к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу начала действовать только с 1 января нынешнего года. К этому времени прослойка контрактников среди солдат и сержантов по словам начальника Главного оргмобуправления ГШ ВС РФ – заместителя министра обороны генерал-полковника Василия Смирнова в войсках составила 24 %. Между тем согласно ФЦП к 2007 году этот показатель планируется довести до 50-51 %. За эти годы под ружье планируется поставить 147,5 тыс. военнослужащих-контрактников из ВС РФ и других силовых структур. Более 90 тыс. – это будут представители Сухопутных войск. Только в этом году профессионалами должно быть укомплектовано 15,7 тыс. должностей солдат и сержантов. И как отмечалось на совещании, несмотря на имеющиеся трудности, данные показатели уже практически достигнуты. Так, почти полностью кроме одного полка на контрактную основу переведена 42 мотострелковая дивизия в Чечне, полностью доукомплектовываются профессионалами и другие части и подразделения, дислоцированные на Северном Кавказе. В том числе в составе нескольких батальонных тактических групп в Чечне действуют десантники 76 воздушно-десантной дивизии, которая стала самой первой в ВС РФ профессиональной оперативно-тактической единицей.
Между тем по признанию руководителей, выступивших на совещании в ГК СВ проблемы с комплектованием войск профессионалами только начинаются. Во-первых, в профессионалы подчас идут не те люди, которых хотело бы видеть военное ведомство на должностях солдат и сержантов. Начальник одного из управлений ГОМУ ГШ ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Астанин сообщил, что по опыту профессионализации 76-й воздушно-десантной дивизии, в процессе набора добровольцев отсеялся каждый пятый, подписавший контракт, или 1055 человек – 19% от общего количества военнослужащих дивизии. При этом почти 40 процентов профессионалов, с кем был разорван контракт, был уволен из армии по причине личной недисциплинированности. Аналогичная картина наблюдается сейчас и при наборе солдат и сержантов в контрактники в других соединениях и частях. Об этом на совещании говорил начальник штаба мотострелкового полка Сибирского военного округа подполковник Андрей Кузьменко. То же самое отмечал военный комиссар Индустриального района Хабаровска полковник Виталий Пожерин. При этом он акцентировал внимание, то что при нынешних условиях набора в контрактники в основном в армию идут люди, которые не нашли места в гражданской жизни.
Даже при условии набора в профессионалы добросовестных людей, проблема с текучестью контрактников по-прежнему остается острой. И причина тому – пресловутый материальный фактор. Согласных данным генерал-лейтенанта Астанина в 76 ВДД из контрактников, пожелавших уволиться, – 44 % написали рапорта на гражданку по причине того, что их не удовлетворяет денежное содержание, – 11 % – бытовые условия. Такое можно объяснить тем, что первоначально военнослужащие-контрактники, набранные в 76-ю ВДД, жили в казармах и получали относительно небольшие деньги около 4000-5280 рублей. Потом сумма была увеличена до 6,5 тыс. рублей. Заметим, что это не самые “плохие” деньги. Скажем для сравнения, лейтенант, который служит в частях, где переход на профессиональную основу не предусмотрен, получает всего около 4 тыс. рублей, то есть меньше, чем солдат-контрактник. Есть большие опасения, что очень трудно будут набираться в профессиональные войска в части, дислоцированные в ЦентральнойРоссии, где уровень жизни повыше. Скажем, план набора контрактников военкоматы МВО выполнен всего на 17 %, тогда как в СибВО этот показатель составил почти 96 %. Астанин и другие офицеры и генералы, считают, что желание более высокого уровня материального достатка, чем это было на гражданке является одним из главных мотивов прихода добровольцев в армию. Скажем, нет проблем с набором контрактников в 42 мсд в Чечне и все потому, что здесь солдатам платят как минимум 15 тыс. рублей.
Весьма сложной остается ситуация с подготовкой профессионалов. Проблемы здесь связаны с одной стороны с обеспечением войск, с другой с организационными вопросами, учебными кадрами, которые обеспечивают процесс морально-боевой подготовки войск. И, в частности, как проблема здесь встает вопрос о перевода сержантского состава на профессиональную основу. Перед армией сейчас стоит задача формирования полноценных сержантских школ, которые бы стали главным подразделением для подготовки младших командиров для войск.
Кроме этого сегодня в рамках реализации федеральной целевой программы создается и обустраивается инфраструктура тех военных городков и той учебно-материальной базы частей, которые будут переводиться на контрактную основу в 2005 году. А это – 31 часть сухопутных войск. По словам начальника главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Василия Смирнова это немало.
Вместе с тем, как считает генерал армии Николай Кормильцев, при создании профессиональной армии чрезвычайно высокое значение имеют вопросы оснащения ее современным вооружением и военной техникой. “Эта задача для нас критически важна, так как при изъятии из обращения ежегодно около 5 процентов ВВТ, устаревших и пришедших в негодность, мы практически ничего не поставляем в войска взамен”, – сказал по этому поводу главком СВ.
Таким образом, проблемы профессионализации армии еще только начинают решаться. Первый опыт перевода соединений и частей на профоснову – имеются в виду 76-я и 42 дивизии – оказался в целом удачным. Однако, он был проведен с учетом фактора Чечни, где оплата ратного труда солдат и сержантов как минимум в 3 раза больше, чем в других местностях. Таким образом, для повышения престижа профессиональной службы требуются новые стимулы.