6 июля в Тбилиси на встрече глав пограничных ведомств государств – участников СНГ пограничные ведомства Таджикистана и России парафировали соглашение о дальнейшем сотрудничестве и условиях передачи российскими пограничниками таджикским коллегам охраны таджикско-афганской границы. По сообщению Комитета по охране госграницы при правительстве Таджикистана (КОГГ), уже в августе 2004 года в его ведение будет передан Памирский участок таджикско-афганской границы (в настоящий момент это сфера ответственности Ишкашимского, Хорогского и Калай-Хумбского погранотрядов). В 2005 году под управление КОГГ перейдет участок Московского погранотряда, а к 2006 году Душанбе будет контролировать и участок Пянджского погранотряда.
По мнению российских специалистов, ситуация с охраной и обороной самого неспокойного южного участка границы СНГ, где проходят основные наркопотоки из Афганистана в СНГ и Европу, может измениться в худшую сторону очень скоро. Такой вывод делают и политики, руководители Организации Договора о коллективной безопасности, представители ООН. К примеру, об этом еще в мае 2004 года заявлял замгенсека ООН, исполнительный директор Управления по наркотикам и преступности (УНП) ООН Антонио Мария Коста.
Свою озабоченность, связанную с предстоящим уходом из Таджикистана, высказал, как известно, и глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Он прямо указал на то, что Таджикистан оказывает на Россию жесткое давление, чтобы российские пограничники покинули эту страну в течение года. Правда, погранведомство ФСБ РФ заявило, что это не соответствует действительности. Мол, пограничники ФСБ РФ не уходят из Таджикистана в 2005 году, а передача границы завершится только к 2006 году. При этом там остается оперативная группа (ОГ) ПВ ФСБ, которая расположится в Душанбе. А в КОГГ уточнили, что ОГ будет представлена аппаратом советников Погранслужбы ФСБ РФ, которые будут работать в погранотрядах и комендатурах (эту информацию на днях озвучил председатель КОГГ Таджикистана Абдуррахмон Азимов).
Между тем проблема охраны таджикско-афганской границы в будущем не снята с повестки дня. Вот, что об этом заявил недавно заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Александр Манилов: “Часто задают вопрос: если российские пограничники передадут участки границ таджикским коллегам, не повлечет ли это за собой увеличение потока наркотиков через территорию Таджикистана? Мы этого не исключаем. Нельзя исключить, что может измениться и обстановка на государственной границе. Но сохранение стабильности – в руках таджикского руководства, которое принимает соответствующие решения”.
Таким образом, из создавшейся ситуации ясно следующее. Во-первых, передача российскими пограничниками охраняемого ими участка госграницы в Таджикистане в ведение КОГГ – это не воля России, но Душанбе имеет право на это. Во-вторых, российское руководство все же пошло на требование Душанбе о передаче погранотрядов в подчинение КОГГ. Принципиальное решение на этот счет Кремль, видимо, принял после того, как 4 июня в Сочи состоялась встреча президентов России и Таджикистана Владимира Путина и Эмомали Рахмонова. Правда, тогда между президентами разговор шел не только о проблемах контроля южных рубежей СНГ, но и о статусе российской военной базы в Таджикистане, а также территорий, которые сейчас используются под военные полигоны в интересах Вооруженных сил РФ. Отмечалось, что они будут переданы безвозмездно в бессрочное пользование Российской Федерации. В обмен на это Россия пошла на уступки в вопросах экономики. Так, на переговорах было найдено и решение проблемы задолженности Таджикистана перед Россией.
Но посмотрим, какова цена данных договоренностей? Таджикистан должен России всего 0,299 млрд долларов. Вполне естественно, что на обустройство своих границ Россия затратит гораздо больше. Наркокурьеры в основном проходят из Таджикистана в Россию через Казахстан. Но с этой страной, по данным ПВ ФСБ, у нас наиболее протяженный участок государственной границы – 7,5 тысячи километров. И весь этот участок практически открыт. Стоимость обустройства только одного километра границы – от 100 тыс. до 1 млн долларов. Таким образом, уступки Таджикистану могут обернуться значительными издержками в деле борьбы с наркотрафиком. Кроме пограничников, работы прибавится и Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотических средств, МВД РФ, ФСБ, таможне. Ведь наркопотоки в Россию и Европу постоянно растут.
По данным УНП ООН, в 2004 году производство опия и героина в Афганистане увеличится. По оценкам экспертов, в Афганистане может быть произведено 4 600 тонн героина. До 80 процентов его будет поставлено в Европу и США транзитом через Таджикистан и другие среднеазиатские государства. Как сообщает генерал Манилов, если в 2002 году всего на российской границе задержано более 4.881,5 кг наркотических веществ, в том числе 2,5 тонны героина, то уже в 2003 году общее количество изъятых наркотиков составило порядка 6.304 кг, в том числе порядка 3 тонн героина. При этом на таджикском направлении было в прошлом году задержано более 6 тонн, в том числе около 3 тонн героина. Замминистра иностранных дел России Анатолий Сафонов заявил недавно, что на 1 июня 2004 года российскими пограничниками изъято около 960 кг наркотиков, из них 530 кг героина, около 300 кг опия-сырца, 80 кг марихуаны, 10 кг гашиша. Как говорится, комментарии излишни.
Таким образом, в Кремле не исключают обвальный шквал наркопотоков в страны СНГ и Европы после передачи госграницы в Таджикистане от российских ПВ в ведение КОГГ. Но пока, видимо, плохо просчитывают все негативные последствия, связанные с решением этой проблемы. А жаль…