Один из основных итогов саммита “большой восьмерки” в Си-Айленде – одобрение ведущими мировыми державами резолюции Совета Безопасности ООН № 1546 по Ираку.
Как известно, напряженное обсуждение текста резолюции продолжалось практически вплоть до начала голосования. В четвертом по счету варианте текста США и Великобритания согласились с поправкой Франции, согласно которой иракское правительство сможет контролировать ход военных операций многонациональных сил на территории страны. Командование коалиции будет письменно оповещать правительство Ирака о планах операций. Кроме того, в итоговом варианте резолюции четко прописано, что оккупационные войска должны будут покинуть Ирак, если такая просьба поступит от правительства страны после передачи ему суверенитета. При этом мандат многонациональных сил определен задачами переходного периода. А срок их пребывания – до полного завершения политического процесса, то есть до проведения всеобщих выборов в этой стране, которые пройдут в декабре 2005 года.
В документе учтено также предложение России о проведении международной конференции по Ираку. Совет Безопасности ООН рассмотрит такую возможность, если об этом попросит Ирак. Документ наделяет иракское правительство правом свободно и самостоятельно определять политическое будущее страны и контролировать все финансовые и природные ресурсы. При этом правительство страны обязуется приложить все усилия для создания “демократического Ирака, в котором полностью соблюдаются политические свободы и права человека”.
Комментируя принятие резолюции СБ по Ираку, президент России Владимир Путин заявил, что “это не просто принятие очередного документа СБ ООН по Ираку. Это изменение качества ситуации в Ираке, качества пребывания там вооруженных сил. Это изменение качества влияния ООН на ситуацию в Ираке”. По словам Путина, если до этого основную нагрузку, ответственность взяли на себя США, с момента принятия резолюции СБ ООН и само иракское правительство получает весь набор прав, и международное сообщество будет иметь возможность влиять на ситуацию в стране.
Между тем Россия не собирается посылать свои войска в Ирак. Об этом сделал официальное сообщение замглавы МИД РФ Юрий Федотов. Неясно, как будут действовать здесь Франция и Германия. Хотя стремление этих стран к участию в дальнейшей судьбе страны просматривается однозначно. Россия также заинтересована в участии своих компаний в экономическом восстановлении Ирака. Хотя накануне принятия резолюции СБ ООН она полностью вывезла из этой страны своих рабочих, участвовавших в строительстве и ремонте ее энергетических объектов. Практически в Ираке нет специалистов и из других стран.
Понятно, что перевод ситуации в Ираке под контроль ООН не гарантирует здесь сиюминутной стабилизации. По-прежнему в Ираке не стихает межклановое и религиозное противостояние, а к оккупационным войскам отношение крайне негативное. Лидеры иракского сопротивления в целях привлечения к своей деятельности внимания мирового сообщества намереваются проводить крупные теракты против арабских режимов, оказывающих поддержку США и их союзникам в регионе. При этом в качестве первоочередных целей рассматриваются важные экономические объекты в Кувейте, Иордании и Саудовской Аравии (пассажирские и грузовые морские порты, аэропорты, транспортные коммуникации).
Рост потерь военнослужащих Коалиционных сил (КС) в Ираке вынудил руководство ряда стран-участниц антииракской коалиции пересматривать целесообразность своего военного присутствия в этой стране.
Так, вслед за Испанией и Норвегией, правительство Гондураса 27 мая с.г. завершило вывод своего национального воинского контингента из Ирака. Кроме того, о скором выводе своих войск заявило правительство Доминиканской Республики, а правительство Индии отдало указание приостановить использование индийских специалистов для обеспечения оккупационной группировки. Руководством ВС Болгарии заявлено, что участие болгарских военных в составе КС в период август-декабрь 2004 г. будет зависеть от дальнейшего развития ситуации в Ираке. Военно-политическим руководством этой страны уже разработан план экстренной эвакуации своего воинского контингента (около 450 человек) из Ирака.
По оценкам командования КС, группировка ВС США после окончания активной фазы боевых действий продолжает нести существенные потери. Так, за период с 1 мая прошлого года по конец апреля текущего потери американцев составили почти 600 убитыми и более 3320 человек ранеными.
Кроме того, КС испытывают трудности с поставками и наличием боеприпасов, вооружения и других материально-технических средств. Практически вся передвижная техника повреждена и требует либо ремонта, либо замены.
Руководством Пентагона принято решение о подготовке принудительного призыва в регулярную армию США до 17 тысяч индивидуальных резервистов второй очереди. Очевидно, что такая непопулярная мера вызвана тем, что на осуществляемый до недавнего времени призыв на добровольной основе откликнулось ничтожное количество резервистов. По некоторым оценкам, сложившаяся ситуация в ВС США возникла из-за непредвиденной долгосрочной потребности боеготового резерва для плановой ротации национальных контингентов в Афганистане и Ираке. Возможно, что командование американских сухопутных войск, исчерпав потенциал подготовленного резерва, уже скоро будет вынуждено выскребать людские ресурсы не только из резерва второй, но и третьей очереди.
По данным Вашингтонского центра стратегических и бюджетных исследований, американские затраты на военные мероприятия в Ираке к концу текущего года достигнут 100 млрд долларов, а к концу 2005 финансового года – 150 млрд долларов. При этом ежемесячные расходы на поддержание режима оккупации Ирака, по оценкам военных экспертов, значительно возрастут, что принудит представителей Пентагона, как минимум до начала президентских выборов (ноябрь с.г.), к сокрытию истинных параметров финансовых затрат.
Таким образом, несмотря на положительные аспекты, связанные с принятием резолюции СБ ООН № 1546 по Ираку, ситуация в этой стране остается напряженной и малоуправляемой. Вашингтон по-прежнему будет главенствовать в Ираке и осуществлять политику в своих интересах, тратя на это колоссальные суммы денег. Возможно, ему удастся сформировать проамериканское правительство в Ираке и через него осуществлять свои планы экономической экспансии, в первую очередь, связанной с добычей нефти. Россия раскошеливаться на участие в воинских оккупационных силах не намерена. Недееспособность Ирака сейчас выгодна Москве, поскольку это влияет на высокие мировые нефтяные цены. Однако вполне понятно, что вечно так продолжаться не будет. Нормализация обстановки в Ираке, поставленная на контроль ООН, неизбежно приведет усилению там влияния западных стран – в первую очередь США, Англии и, возможно, Франции и Германии. А значит Москве, видимо, сейчас следует подумать, как она может повлиять на эту ситуацию, чтобы минимизировать свои потери в экономическом и геополитическом плане.