ГРУЗИЯ НАВОДИТ ВОЕННЫЕ МОСТЫ С РОССИЕЙ

0:00
0

30-31 марта в России побывал министр обороны Грузии Гела Бежуашвили. Это первый его визит в данном качестве в Москву. Личность его пока мало известна не только российскому политическому бомонду, но и грузинским политикам. Хотя формально Бежуашвили в МО Грузии не новичок. С 1998 года по февраль 2003 года он занимал должность замминистра обороны Грузии. После этого Бежуашвили был направлен на учебу в Гарвард, однако в декабре 2003 года отозван оттуда. Сделано это было в связи с его назначением на должность главы военного ведомства.

Характеризуя Бежуашвили, президент Грузии Михаил Саакашвили в свое время заявил: “Я полностью доверяю господину Бежуашвили, считаю его квалифицированным специалистом в военной области и руководителем”. Хотя, если посмотреть объективно, назвать Бежуашвили “военным специалистом”, можно с большой натяжкой. Он относительно молод (родился в 1967 году.), окончил факультет международного права Киевского госуниверситета по специальности юрист-международник (1991), школу права Техасского университета США (1997). В 1991-1993 годах работал в МИД Грузии, с должности заместителя начальника одного из управлений был назначен консулом посольства Грузии в Казахстане. В 1997-1998 – директор департамента международного права МИД Грузии. Владеет русским, испанским, английским языками.

Почему на должность военного министра назначен гражданский человек, гадать не приходится. Грузия ведет военное строительство по западным стандартам и с приходом к власти Саакашвили функции Минобороны и Генштаба разделяются в этой стране кардинальным образом. Между тем ранее сообщалось, что, возможно, начальником Генштаба станет бывший министр обороны Давид Тевзадзе. Но Саакашвили назначил начальником Генштаба генерал-майора Гиви Иукуридзе, который ранее занимал должность начальника Главной военной инспекции при Верховном главнокомандующем.

Похоже, что новый грузинский министр обороны, в отличие от своего предшественника, будет серьезно относиться к вопросам укрепления обороноспособности страны, в том числе и крепить дружбу с Россией. По крайне мере, визит Бежуашвили в Москву Кремль уже оценил как позитивный шаг. Сам же грузинский министр тоже был довольно лоялен в своих высказываниях в адрес Москвы. Глава Минобороны Грузии назвал “абсолютно приемлемой” позицию России, обеспечивающую нейтралитет своих военных баз на грузинской территории. “Это цивилизованная позиция иностранного военного присутствия, когда военные не вмешиваются во внутриполитические дела страны пребывания”, – заявил он. Хотя Бежуашвили акцентировал внимание и на негативных моментах, заявив, что “до сегодняшнего дня российское военное присутствие было угрозой для Грузии, поскольку была опасность вмешательства военных во внутриполитические дела Грузии, и у нас есть горький опыт такого вмешательства”.

Также выясняется, что у грузинского руководства по-прежнему есть притязания, связанные с выводом российских военных баз с территории Грузии. Хотя наблюдается явное смягчение позиции по этому вопросу. “Сроки, условия и прочие вопросы вывода российских военных баз из Грузии – это предмет переговоров. Эти вопросы будут прорабатываться и позиции наших стран будут сближаться”, – заявил Бежуашвили. При этом он подчеркнул, что Грузия “готова развивать двустороннее военное сотрудничество с Россией как с дружественным государством”.

Мягкая позиция грузинского министра вполне объяснима. В Москву он приехал как проситель. К примеру, Бежуашвили обратился к российским парламентариям с просьбой снять ограничения на военно-техническое сотрудничество с Грузией.

“Ограничения наложены постановлением Верховного Совета России еще в 1992 году, но с тех пор ситуация изменилась и мы полагаем, пора его пересмотреть”, – сказал он во вторник на встрече в Москве с председателем комитета Госдумы РФ по обороне Виктором Заварзиным. “Я недавно встречался с командующим Группой российских войск в Закавказье генералом Александром Студеникиным и могу официально заявить, что поставленные им вопросы о визах для российских военнослужащих, о передвижении российских военнослужащих по территории Грузии мы будем решать”, – заявил Г. Бежуашвили.

Аналогичные проблемы обсуждались и с министром обороны РФ, хотя конкретных решений не было принято. Но тенденция улучшения грузино-российских отношений налицо. В этой связи напрашивается несколько выводов. Во-первых, пришедшие к власти в Тбилиси младореформаторы, несмотря на свою прозападную ориентацию, настроены на активное военное и военно-техническое сотрудничество с Россией.

Во-вторых, данное сотрудничество будет касаться и вопросов совместного обеспечения границы, чего так добивалась Москва в последние годы от режима Шеварднадзе.

В-третьих, стремление к военному сотрудничеству обусловлено не только быстрейшим подъемом боеспособности войск, но и, видимо, решением внутриполитических проблем. В первую очередь, связанных с борьбой за целостность страны.

В-четвертых, видимо, Россия сможет “выторговать” у Тбилиси приемлемые сроки вывода своих баз с территории страны. Не исключен вариант их совместного использования, а значит продления срока их функционирования.

Однако Россия вряд ли поддержит военные действия Тбилиси против своих непокорных автономий. А это значит, что относиться к дружбе со своим закавказским соседом будет осторожно.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ