СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ ТАК И НЕ РЕАБИЛИТИРОВАЛСЯ

0:00
0

23 марта главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов заявил, что флагман Северного флота тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) “Петр Великий” не соответствует нормам боеготовности и находится в аварийном состоянии.

“На устранение недостатков я дал две недели. На корабле там, где ходят адмиралы, все в порядке, а там, где они не ходят, все в таком состоянии, что крейсер может в любой момент взлететь на воздух. Я имею в виду, в том числе, содержание атомного реактора”, – сказал Куроедов.

Это заявление стало поводом для утверждения некоторыми СМИ (“Независимая газета” от 24.3.04), что своей, якобы, низкой боеготовностью “Петр Великий” мог угрожать безопасности самого президента РФ Владимира Путина, когда тот 17 февраля находился на нем, намереваясь увидеть пуски ракет РСМ-54. Чуть позже Куроедов поправил себя, заявив журналистам, что служба ядерной безопасности на корабле “Петр Великий” “соответствует всем необходимым требованиям”. Однако “состояние жилых и общекорабельных помещений – неудовлетворительно и не соответствует требованиям корабельного устава”. Таким образом, сказал В. Куроедов, “сообщения некоторых средств массовой информации о том, что “Петр Великий” находится в аварийном состоянии, которое может представлять ядерную угрозу, никоим образом не соответствуют действительности”. Главком пообещал лично проверить устранение недостатков, после чего корабль вновь вернется в строй.

Между тем, подводя в свое время промежуточные итоги стратегического командно-штабного учения “Безопасность-2004”, первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский в интервью WPS высоко оценил именно действия ТАКР “Петр Великий”. Данный корабль по итогам 2003 года был признан лучшим на Северном флоте. Как же произошло, что за каких-то два месяца он стал небоеготовым?

По версии “Коммерсанта” (он ссылается на источники на СФ), причиной принятого адмиралом Куроедовым решения в отношении ТАКР могли быть мотивы, связанные личностью командира “Петра Великого” контр-адмирала Владимира Касатонова. Его дядя, бывший первый заместитель главкома ВМФ адмирал в отставке Игорь Касатонов, выступивший 16 марта на закрытом судебном процессе в Североморске в качестве эксперта по делу о гибели подводной лодки К-159 и девяти членов ее экипажа, подверг действия адмирала Куроедова резкой критике.

У офицеров Северного флота сложилось отрицательное отношение к личности Куроедова. Конечно, не дело подчиненных обсуждать командира, тем более главкома ВМФ. Однако многие из них считают, что действия главкома Куроедова могут быть направлены и против адмирала Геннадия Сучкова, в сентябре 2003 года отстраненного президентом Владимиром Путиным от должности командующего СФ на период расследования причин гибели подлодки К-159. Геннадий Сучков – один из опытных военачальников и он мог бы в будущем претендовать на должность главкома ВМФ. Именно с подачи Куроедова и был отстранен от должности Сучков. Хотя его вина в гибели подлодки – косвенная. Куроедов же, давая недавно в Североморске по этому делу свидетельские показания, заявил, что Сучков как командующий СФ лично виновен в гибели экипажа АПЛ.

Поговаривают, что до своего выступления в суде Куроедов лично не раз уговаривал Сучкова признать вину, понести условное наказание, а чуть позже реабилитироваться, получить новую почетную должность в Главкомате ВМФ. Но Сучков не сдается, заявляя, что не виновен, и эту его позицию поддерживают многие.

Обозреватели замечают, что Куроедов уже не первый раз “гасит” своих конкурентов, претендующих на должность главкома ВМФ. Так случилось в 2002 году с 52-летним командующий Черноморским флотом Владимиром Комоедовым, которого Куроедов своим приказом отстранил от должности. Комоедов попытался обжаловать решение главкома в суде, но президент Владимир Путин не потерпел “бунта на корабле” и своим указом уволил командующего ЧФ.

Много вопросов накопилось к Куроедову и в связи с несостоявшимися пусками ракет РСМ-54. Как известно, 17 марта он как бы реабилитировался. В тот день атомная подводная лодка “Новомосковск” Северного флота России в присутствии Куроедова все же осуществила из подводного положения два учебно-боевых пуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РСМ-54 “Синева” (по западной классификации – “Скиф”), которые смогли долететь до Камчатки и поразить там на полигоне Кура заданные цели.

Но возникают вопросы. Во-первых, не ясно, убедили ли пуски “Синевы” 17 марта президента Путина? Президентских оценок мероприятий, проведенным 17 марта на АПЛ “Новомосковск” пока не последовало.

Во-вторых, непонятно, почему именно главком ВМФ Куроедов участвовал в работе комиссии по выявлению причин несостоявшихся пусков ракет, за которыми должен быть наблюдать президент страны? Ведь он один из тех, кого комиссия Генштаба должна проверять. Именно Куроедов руководил 17 и 18 февраля действиями экипажей подлодок “Новомосковск” и “Карелия”, которые в присутствии Верховного главнокомандующего не смогли справиться с поставленными учебно-боевыми задачами.

Несложный анализ информации показывает, что в последние годы в структуре чрезвычайных происшествий Военно-морской флот РФ был в числе лидеров. Между тем, в ЧП виновны были все, только не сам главком Куроедов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ