УКРАИНА НАЧИНАЕТ КАРДИНАЛЬНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СВОЕЙ АРМИИ

0:00
0

На фоне общеполитического кризиса, связанного с борьбой в парламенте и началом предвыборной гонки за президентское кресло, на Украине начато кардинальное реформирование Вооруженных сил. Военное строительство в этой стране, с одной стороны, учитывает российскую специфику, с другой, Киев старается подражать западным стандартам. Что из этого получится, неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что прежней армии в этой стране уже не будет.

Кадры

Как известно, разговоры о необходимости реформирования войск ведутся на Украине уже более 10 лет. Однако начало кардинальных шагов в области оборонного строительства наблюдатели связывают с июнем 2003 года, когда своим указом президент Украины Леонид Кучма назначил на должность военного министра одного из своих соратников, бывшего руководителя спецслужб республики, секретаря Совета безопасности и обороны Евгения Марчука. В постсоветской истории Украины это уже шестой министр обороны. И это назначение Марчука многие связали с российским опытом, когда на пост главы военного ведомства президент России Владимир Путин в 2001 году назначил тоже своего соратника, тоже чекиста и тоже Секретаря совета безопасности страны Сергея Иванова. Это, конечно, не чисто механическое совпадение. Кучме, к которому в обществе и среди политической элиты было не совсем дружелюбное отношение, нужно было иметь поддержку со стороны армии. Прежний министр обороны генерал армии Владимир Шкидченко к тому времени уже открыто критиковал Кучму и отказывался проводить реформы в войсках без должного финансирования. К тому же “западник” Марчук первым высказался за то, чтобы Украина готовилась к вступлению в НАТО, предопределив переход украинской армии на североатлантические стандарты. А это, кроме всего прочего, предполагает значительную материальную и финансовую помощь со стороны НАТО.

В России в начале 2001 года молодой президент страны Владимир Путин также нуждался в поддержке армии и наличии в ее руководстве своих людей. К тому же, если вспомнить, противостояние между тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым и начальником Генштаба ВС РФ Анатолием Квашниным достигло апогея и надо было срочно “разруливать ситуацию”. Вот поэтому и произошло назначение Сергея Иванова министром обороны. Хотя аналогии здесь заканчиваются. Марчук, следуя своей приверженности к западным стандартам, отказался от советско-российской модели военного управления и решил, что министерство обороны должно иметь иные, чем это было ранее, функции.

Функции Минобороны и Генштаба разделены радикально

В конце января 2004 года в Киеве прошло заседания Государственной комиссии по вопросам реформирования и развития Вооруженных сил Украины (ВСУ). На нем приняты важные решения, связанные с дальнейшим переустройством украинской армии. В первую очередь, отмечается, что сокращение войск, а также создание новых структур ВСУ будет проходить под жестким контролем общественности и депутатов Верховной Рады. В отличие от России, где направления, связанные с военным строительством, определяются в основном указами президента и постановлениями правительства, на Украине преобразования в военной сфере будут происходить на основе Закона.

Проблемы снабжения по-прежнему остры

Как заявил Евгений Марчук, после объединения ПВО и ВВС в один вид, украинская армия переходит на трехвидовую основу, то есть в ее составе будут Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морские силы. По словам министра обороны, для нынешнего этапа реформирования украинской армии сокращение и оптимизация личного состава – не самоцель. Главным содержанием военной реформы будет сокращение избыточной военной инфраструктуры страны. Подобные мероприятия были осуществлены в России в 1997-1999 гг. Из состава ВС РФ за это время выведено более 1000 военных городков. Украина же с передачей выводимых из состава ВСУ военных городков местным органам власти подзадержалась. А их на Украине более 400. Вместе с городками в стране до конца 2005 года предполагается сократить 500 танков, 640 БМП и 110 боевых самолетов. На это тоже нужны деньги.

Между тем, если вспомнить историю, на Украине несколько раз за постсоветские годы происходило объединение ВВС и ПВО страны с последующим их разъединением. В целях поддержки президентской власти сначала была создана, а потом и расформирована национальная гвардия страны. Войска сокращались, а военная инфраструктура оставалась нетронутой. Таким образом, и без того скудный военный бюджет Украины проедался и распылялся.

Эту ошибку, видимо, учли и теперь, наверное, многое будет по-другому. Но не сразу. По словам Марчука, “сегодня, сократить полк стоит в три раза дороже, чем его содержать. Поэтому экономить будем на налетах часов летчиков, стрельбах танкистов… К сожалению, другого выхода нет”. Министр с сожалением сообщает, что на медобслуживание войск в 2004 году выделяется всего 32% финансовых средств от необходимого, по горюче-смазочным материалам этот показатель равен 30% и т.п. Сегодня в Вооруженных силах Украины 47 тысяч бездомных семей офицеров и прапорщиков, а ежегодно строится квартир в 10 раз меньше. В стране после вывода Советских войск из ГДР, Венгрии, Чехии и Польши сосредоточено более миллиона тонн боеприпасов, которые нужно утилизировать. (Для нужд армии Украине достаточно меньше миллиона – это на 20 лет вперед). И на эти цели тоже нужны средства.

Боевая учеба за счет миротворчества

Несмотря на проблемы со снабжением армии, вопросы боевой учебы на Украине намерены решать нетрадиционным способом – за счет участия украинских военных в миротворческих операциях. Украина среди стран СНГ – лидер по участию своих солдат в зонах конфликтов (военнослужащие ВСУ действуют в составе 10 миротворческих миссий под флагами ООН и НАТО). При этом страна ежегодно получает около 150 миллионов долларов компенсации за их ратный труд. По заявлению Марчука, миротворческие миссии благоприятно сказываются на уровне подготовки военнослужащих, “делают их настоящими профи”. Эти слаженные подразделения будут оставаться в строю и после выполнения задач в зонах конфликтов. На их основе в ВС Украины предполагается создать объединенные силы быстрого реагирования, которые должны уметь действовать в любой точке земного шара. Участие в подобных операциях, по замыслам украинского командования, помогает войскам сохранять боевой опыт, а также получать хотя и небольшие, но деньги.

С переходом на контрактную армию украинцы не торопятся

В настоящий момент прослойка контрактников в ВСУ составляет 32%. Это немного больше, чем в России. Если в РФ к 2007 году войска предполагается до 50% укомплектовать профессионалами, то на Украине планируют это сделать к 2010 году. Лишь с 2011 по 2015 г. украинская армия полностью должна перейти на службу по контракту, если на это появятся лишние деньги.

**

Таким образом, в военном строительстве Украины есть много общих черт с аналогичными процессами, происходящими в России. Конечно, в экономическом плане Украина слабее, а это значит, что многие проблемы, и, в первую очередь, снабженческие, для нее более остры и актуальны. Но нынешнее руководство страны намерено довести дело до логического конца, с тем чтобы иметь в стране дееспособные и боеготовые Вооруженные силы.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ