На днях президент Чечни Ахмад Кадыров заявил, что многие проблемы республики не решены из-за отсутствия координации между силовыми структурами, действующими в Чечне.
“Я не верховный главнокомандующий и не министр обороны, но знаю ситуацию в республике, знаю, сколько мы страдаем от того, что у них нет согласованности между собой”, – заявил президент Чечни. Кадыров высказался за передачу в оперативное подчинение республиканского МВД силовых структур, которые временно находятся в Чечне. “Надо, чтобы был один человек и чтобы ему все подчинялось. Когда ФСБ передавало (руководство операцией в Чечне – Ред.) к МВД, я просил, чтобы дальнейшую борьбу с бандитами передали МВД Чеченской республики, остальные командированные силы были приданы в оперативное подчинение МВД Чечни”, – сказал он. “В Чечне есть министерство внутренних дел, есть Конституция, есть руководство. Чечня – это субъект Российской Федерации, нет чрезвычайного положения, нет войны. Что тогда делать? Я думаю, надо что-то менять”, – заявил Кадыров.
Понятно, что никто в российском руководстве не решится на то, чтобы главенствующую роль в антитеррористической операции принадлежала чеченцам. У всех свежи в памяти события, когда у власти стоял Масхадов. У него уже была своя милиция, но это не мешало боевикам-ваххабитам проводить бандитские вылазки на территорию России, организовывать теракты как в самой республике, так и за ее пределами. Сейчас в составе МВД республики действует не менее 10 тыс. сотрудников милиции. Это большая сила. Но недостаточная, поскольку регулярных войск там сосредоточено почти в семь раз больше. Конечно, координировать усилия силовиков необходимо и повышать эффективность боевых действий тоже надо. Здесь военные явно недорабатывают, если учесть безрезультатных поисков боевиков в Дагестане.
Между тем у части военных руководителей оценки действий войск достаточно оптимистические. Министр обороны РФ Сергей Иванов на днях отметил действия десантников в Чеченской Республике, связав это с реформированием войск: “Главным итогом эксперимента, подтверждающим правильность выбранного нами пути, являются результаты боевых действий в составе объединенной группировки войск на Северном Кавказе двух батальонных тактических групп 104-го парашютно-десантного полка 76-й дивизии. По докладам командующего войсками Северо-Кавказского военного округа и командующего группировкой войск, военнослужащие полка отличаются в лучшую сторону по сравнению с личным составом других частей и подразделений по всем вопросам боевой и повседневной деятельности”. В Генштабе ВС РФ обратили внимание на то, что псковские десантники за полугодовой период боевых действий в горной Чечне не потеряли ни одного военнослужащего.
Похвалы заслуживают и солдаты спецназа. Как заявил на днях помощник президента России Сергей Ястржембский, спецназ ГРУ обнаружил и обезвредил месяц назад банду наемников, которая, как следует из его слов, прибыла в Чечню из Грузии. Напомнив на пресс-конференции о ликвидации российскими спецслужбами в Чечне в ноябре большого отряда боевиков, Ястржембский подчеркнул, что “во всех без исключения паспортах, обнаруженных у боевиков, отчетливо видны грузинские туристические визы”. По словам Ястржембского, у некоторых из боевиков эти визы были получены в 2001-2002 годах, а последняя – в августе текущего года. “Безусловно, это является подтверждением того, что, как это ни печально, Грузия остается проходным двором для террористов, которые проникают в Россию через Панкисское ущелье”, – заявил Ястржембский.
Столь запоздалая, но очень важная информация, видимо, была припасена именно к визиту в Россию и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе, с тем чтобы поднять перед ней вопрос о чеченских террористах, которые чувствуют себя в Грузии довольно вольготно.
Надо заметить, что в составе спецназа, действующего в ЧР, только контрактники-профессионалы. Именно их подразделения уже в этом году были переведены на профессиональную основу. Следующим шагом в этом направлении будет перевод на профессиональную основу военнослужащих 42-й мотострелковой дивизии Минобороны и 46-й бригады внутренних войск МВД РФ. Как это скажется на ситуации в республике, сказать трудно. Обстановка в самой Чечне по-прежнему остается напряженной. И если в горной Чечне спецназ и десантники демонстрируют эффективность, то на равнине и в селениях боевики чувствуют порой свою безнаказанность.
На прошлой неделе в Старопромысловском районе был убит инспектор местного РОВД, а в станице Петропавловская было обнаружено тело главы Алхан-Калы Нурди Эльмурзаева. Всего же, по словам депутата Госдумы РФ нового созыва Ахмара Завгаева, в Чечне погибли около 600 местных милиционеров, 130 глав администраций и членов их семей, а также 30 имамов и других авторитетных личностей республики. Видимо это обстоятельство и вызывает недовольство Кадырова.