ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА РАСПОЛЗАЕТСЯ ПО РОССИИ. ПОЧЕМУ?

0:00
0

Декабрь в России выдался на редкость кровавым. 5 декабря в электричке на Ставрополье погибли 45 мирных россиян, 9 декабря в 100 метрах от Кремля взорвалась террористка-смертница, которая унесла жизни еще 6 человек (14 граждан поучили ранения). И вот прорыв 15 декабря банды чеченских боевиков и наемников на территорию Дагестана. Здесь от рук бандитов погибли 9 пограничников заставы “Мокок” Хунзахского погранотряда.

По признанию начальника пресс-службы Северо-Кавказского регионального управления погранвойск ФСБ подполковника Сергея Ливанцова, руководство погранвойск ФСБ России предприняло адекватные меры к тому, чтобы боевики не прошли через грузино-дагестанскую границу. Путем введения дополнительных пограничных нарядов увеличена плотность охраняемых участков. Регулярно вдоль Главного Кавказского хребта курсирует авиация. На перевалах выставлены дозоры и технические средства наблюдения.

Ливанцов опроверг информацию о том, что госграница с Грузией в настоящий момент непроходима. Он подтвердил, что на участке Хунзахского погранотряда, где 15 декабря боевики уничтожили 9 военнослужащих заставы “Мокок”, высота хребтов достигает 3,5 тыс. метров над уровнем моря, а глубина снежного покрова – 2-3 метра. Но это не означает, что горы непроходимы. По мнению Ливанцова, на снегу, как правило, имеются наледи, и с помощью опытных проводников, которые наверняка имеются у бандитов, по ним границу можно перейти. Хотя, как считает Ливанцов, наиболее вероятный путь боевиков к госгранице будет пролегать западнее Цунтинского района на чечено-грузинском участке, где высота гор поменьше, а снежный покров потоньше. В его словах, видимо, есть резон, поскольку основные силы бандитов отходят по ущельям и тропам именно в сторону Чечни.

Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что угроза массовых боестолновений на южном участке госграницы РФ миновала. Боевики действуют уже севернее, в тылу погранвойск. 16 декабря именно в тылу оперативной зоны погранвойск пограничная авиация уничтожила 7 боевиков.

Между тем наращивание войск Минобороны РФ, ОМОНа и МВД на юге Дагестана продолжается. И здесь одним из первых боевое крещение проходит созданный в мае 2003 года на постоянной основе в Дагестане батальон спецназа из состава бригады специального назначения, дислоцированной в Краснодаре. Способности батальона оцениваются высоко, поскольку он больше чем на половину укомплектован контрактниками, прошедшими хорошую горную подготовку. Информированные источники в штабе СКВО сообщают, спецназ сейчас действует в тесном взаимодействии с погранвойсками и милицией и прочесывает горно-лесистую местность. Несмотря на это, 16 декабря, войска, видимо, не смогли полностью блокировать село Галатли и бандиты, бросив заложников, ушли в горы. Представитель пресс-службы Объединенной группировки войск на Северном Кавказе Шамиль Шаов сообщил, что “создается впечатление, что акция была направлена на то, чтобы получить дополнительные финансовые средства. Бандиты принадлежат бандформированию Газиева, которое насчитывает 100-120 человек. А группой, которая осуществила акцию, командует полевой командир Дадаев”.

Уже нет сомнения в том, что на территории Дагестана действовали не только чеченские боевики. Как сообщил председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Цунтинского района Магомед Магомедов, “по словам заложницы, которую впоследствии боевики освободили, среди боевиков есть аварцы, а также люди, говорящие на арабском языке”.

В этой связи напрашиваются несколько вопросов. Почему боевики смогли проникнуть на территорию Дагестана? Каковы их истинные цели? Насколько сейчас войска способны контролировать ситуацию? И самое главное – возможно ли в будущем повторение подобных событий?

Во-первых, следует признать, что боевики по-прежнему дееспособны и поддерживаемые из-за рубежа террористическими организациями, они могут на время дестабилизировать ситуацию не только в регионах Северного Кавказа, но и в целом на территории РФ, в том числе и в Москве. При этом никто из руководителей не может назвать точную численность боевиков в Чечне. По сводкам Регионального оперативного штаба, представленным в ноябре, активных боевиков в Чечне осталось не более 900 человек. Между тем, как считает экс-командующий СКВО генерал-полковник Геннадий Трошев, боевиков и того меньше. По его словам, в Чечне осталось три одиозных личности – Масхадов, Басаев и Гелаев. Каждого охраняют от 50 до 100 боевиков. Хотя согласно данным, озвученным на этой неделе на совещании представителей силовых структур в Ханкале, в Чечне сейчас действует около 100 бандгрупп, численностью 1500-1700 боевиков. Это немало.

Во-вторых, войск в Чечне или явно не хватает или они используются малоэффективно. Прорыв боевиков на территорию Дагестана – явное этому подтверждение. Хотя надо признать, что спрятаться в горно-лесистой местности можно без труда, и этим пользуются чеченские партизаны. Между тем сами военные отмечают, что снабжение новой военной техникой группировки войск на Северном Кавказе идет плохо.

В-третьих, надо сказать о том, что боевики поддерживаются частью населения не только в Чечне, но и Дагестане. Есть для этого и идейная платформа – религиозная.

Таким образом, проблемы обеспечения мира на Северном Кавказе по-прежнему требуют активных шагов со стороны руководства и правительства России. Возможно, необходимы не только военные, но и другие меры (политические, религиозные и т.п.), связанные с тем, чтобы уменьшить влияние боевиков на население и предотвратить теракты.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ