В минувший вторник Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности на своем очередном заседании рассмотрел основные параметры федерального бюджета на 2004 год в части разделов “Национальная оборона”, “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства”. Вот некоторые выводы, которые сделал Комитет СФ по проблемам финансирования Вооруженных Сил РФ.
Денежное довольствие военнослужащих
Общая сумма ассигнований, запланированных в проекте бюджета на денежное довольствие военнослужащих, составляет 73500,0 млн. руб.
Проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” не предусмотрено увеличение (индексация) в 2004 году денежного довольствия военнослужащих в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. Тем самым Правительство Российской Федерации не выполнило требование пятого абзаца статьи 4 Федерального закона от 7.05.2002 года № 49-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот”.
Продовольственное обеспечение
Общая сумма ассигнований, запланированных в проекте бюджета на продовольственное обеспечение военнослужащих, составляет 19365,3 млн. руб.
При расчетной усредненной стоимости в 2004 году общевойскового суточного продовольственного пайка в размере 51,45 руб., в нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, установлена денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей (данная норма действует с 1999 года, когда стоимость продовольственного пайка была 22 руб.).
В пределах выделенных на продовольственное обеспечение средств и при усредненной на 2004 год численности военнослужащих продуктами (натуральным пайком) и котловым питанием могут быть полностью обеспечены не более 70 % военнослужащих. Остальные 30 % обеспечиваются только денежной компенсацией в размере 20 рублей в сутки.
Вещевое обеспечение
Предусмотренные проектом федерального бюджета объемы ассигнований (7000,0 млн. руб.) позволяет обеспечить:
всех военнослужащих – полевой формой одежды на 100%;
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – комплектом повседневной формы одежды только на 30%;
военнослужащих ВМФ – неполным комплектом повседневной формы одежды;
инвентарным имуществом на 100% только для обеспечения военнослужащих ограниченных групп войск.
Выплата компенсации взамен вещевого имущества предусмотрена только для увольняемых военнослужащих. Компенсацию предлагается установить в размере стоимости не выданных предметов формы одежды, в том числе за 2003 и 2004 годы не более чем по 3000 рублей. Остальные военнослужащие, проходящие службу по контракту, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом действие статьи 14 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в части выплаты компенсации взамен вещевого имущества на 2004 год приостанавливается.
Кредиторская задолженность по вещевому обеспечению не позволяет в 2004 году восстановить неприкосновенный запас вещевого имущества до требуемых норм. Для решения данной проблемы потребуется дополнительное выделение около 8000,0 млн. рублей.
Оплата спецтоплива и горючего
Общая сумма ассигнований, запланированных в проекте бюджета на оплату и хранение спецтоплива и горюче-смазочных материалов (ГСМ) в рамках Государственного оборонного заказа, составляет 17848,4 млн. руб.
Объемы финансирования спецтоплива и горючего, предусмотренные проектом федерального бюджета в 2004 году по сравнению с 2003 годом могут обеспечить: по автобензину – 80%; по дизельному топливу – 85%; по авиационному керосину – 95%; по мазуту топочному – 95%; по мазуту флотскому – 85%.
При этом налет летного состава ВВС и ВМФ составит не более 32 – 35 часов в год при нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения в море кораблей ВМФ не более 16-20 суток в год при норме – 40 суток.
Возможности по закупке нефтепродуктов определены меньше минимально необходимого уровня на 0,3 млн. тонн, и снижаются в связи с непрекращающимся ростом цен. Основная проблема – плановый дефлятор и реальный рост цен не совпадают.
Транспортное обеспечение
Общая сумма ассигнований, запланированных в проекте бюджета на оплату транспортных расходов, составляет 13568,3 млн. руб.
Несмотря на некоторое увеличение по сравнению с 2003 годом выделяемых в 2004 году ассигнований, возможности Минобороны России по транспортному обеспечению войск (сил) останутся на уровне текущего года (в пределах 75-80% от потребности).
Медицинское обеспечение
Общая сумма ассигнований, запланированных в проекте бюджета на медицинские расходы, составляет 3931,6 млн. руб.
Объем этих ассигнований позволит обеспечить медицинское обслуживание на 65% прикрепленного контингента (6,0 млн. человек). Лишь 30 % нуждающимся будут проведены дорогостоящие операции. Возможность проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, а также оказание стоматологической и зубопротезной помощи – на уровне, не превышающем 35 % потребности.
Санаторно-курортным лечением может быть обеспечено не более 30% военнослужащих и членов их семей. Возмещение части расходов на содержание санаториев и домов отдыха будет производиться за счет коммерческой продажи путевок лицам, не относящимся к Минобороны России.
Капитальное строительство и обеспечение жильем военнослужащих
Выделенные Минобороны России на 2004 год объемы финансовых расходов на капитальное строительство позволят решать стоящие перед Вооруженными Силами задачи только в самых минимальных размерах и не в полной мере учитывают задачи, поставленные Президентом Российской Федерации по обустройству войск на границе с Грузией, в Республике Ингушетия, специальных объектов в г. Плесецке и о. Новая Земля.
В 2004 году значительно сокращено финансирование президентской программы “Государственные жилищные сертификаты”. Планируемые суммарные объемы бюджетного финансирования расходов на решение жилищной проблемы в 2004 году за счет всех разделов федерального бюджета без учета инфляционных процессов в абсолютных цифрах почти в полтора раза ниже уровня 2003 года. Только 13,5 тыс. квартир сможет выделить Министерство обороны в 2004 году военнослужащим.
В сложившейся ситуации Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает Комитет Государственной Думы по обороне об изыскании возможности увеличения финансирования президентской программы “Жилищные сертификаты” в объемах, позволяющих выпустить дополнительно 9 тысяч жилищных сертификатов на обеспечение жильем военнослужащих и отселения граждан из военных городков и ЗАТО с целью создания фонда служебного жилья.
Военно-техническое переоснащение Вооруженных Сил Российской Федерации
В целом затраты на НИОКР, закупку вооружений и военной техники (ВВТ), их ремонт на предприятиях промышленности и строительство специальных объектов выделяется 137366 млн. руб.
Формирование государственного оборонного заказа с 2001 года, включая соотношение по направлениям расходов, осуществляется на основе Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы (ГВП-2010).
По НИОКР. В основном удастся сохранить финансирование номенклатурных НИОКР в объемах, предусмотренных Госпрограммой. Однако снижение объемов финансирования НИОКР на 16 % с учетом принятой стратегии распределения средств приведет к следующим последствиям:
не будет открыто около 60 номенклатурных НИОКР, предусмотренных к открытию в 2004 году на сумму 1,6 млрд. рублей;
не удастся завершить ряд ведущихся НИОКР, что приведет к переносу начала серийных поставок на 2005-2006 годы.
По закупкам ВВТ. Снижение объемов финансирования закупок ВВТ на 25 % с учетом необходимости поддержания на существующем уровне сил общего назначения приведет к невозможности сохранения финансирования стратегических ядерных сил в полном объеме.
По ремонту ВВТ. Выполнение программных заданий в полном объеме не планируется. Объемы финансирования ремонта ВВТ снижены на 30 %.
Основные затраты в военно-техническом переоснащении Вооруженных Сил планируется направить на НИОКР, а также поддержание соответствующего уровня надежности существующих вооружений и военной техники.
Военная реформа
На финансирование мероприятий военной реформы выделено 7 245,6 млн. руб., что практически в 2 раза ниже уровня 2003 года. Отсутствие планов военной реформы, достаточно четко сформулированных задач и целей, не дают возможности судить об эффективности расходования и достаточности выделенных финансовых средств.
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
Финансирование работ по ликвидации химического оружия в 2004 году предусмотрено 5 360,0 млн. рублей (в 2003 году – 5 360,0 млн. рублей). В соответствии с графиком финансирования Федеральной целевой программы “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. № 305 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5.07.2001 г. № 510), на 2004 год потребности составляют 11 580,7 млн. рублей. Таким образом, реальное финансирование осуществляется на уровне менее 50%.
С учетом недофинансирования указанной программы в предыдущие годы, общее отставание от утвержденного в 2001 году Правительством Российской Федерации нового графика финансирования работ на конец 2004 года составит 19 391,2 млн. рублей, или более 60%. Это ведет к не выполнению в установленные сроки второго этапа работ по уничтожению химического оружия (к 2007 году – уничтожение 20% запасов химического оружия) и создает существенные предпосылки к срыву выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
Социальная политика
Законопроектом предусматривается изменение ряда норм законодательных актов Российской Федерации в области обороны.
Предлагается изменить установленный подпунктом “в” пунктом 3 статьи 38 и пунктом 2 статьи 35 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” порядок прохождения военной службы гражданами, зачисленными в военные образовательные учреждения профессионального образования, и заключения ими контракта о прохождении военной службы. Статья 98 проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” устанавливает, что указанные граждане приобретают статус военнослужащих по призыву и заключают первый контракт на последнем курсе обучения в указанных образовательных учреждениях (за исключением граждан, зачисленных в военно-медицинские и военно-ветеринарные образовательные учреждения) на десять лет военной службы после его окончания.
В связи с тем, что проектом бюджета на 2004 год не предусмотрена индексация денежного довольствия военнослужащих, что приведет к уменьшению социальной обеспеченности данной категории граждан, комитет Совета Федерации по обороне и безопасности против приостановления действия в 2004 году следующих законодательных актов:
абзаца пятого части второй статьи 5 Закона Российской Федерации “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” (в части выплаты денежной компенсации в случае непредоставления путевок);
абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 в части размера выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, также части выплаты этой компенсации по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, абзаца второго пункта 2 статьи 14 в части права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением увольняемых) на выплату денежной компенсации и размера выплаты денежной компенсации стоимости вещевого имущества при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, пункта 7 статьи 15 в части средств федерального бюджета абзаца второго пункта 14 статьи 15 в части выплаты денежной компенсации за счет средств федерального бюджета, абзаца второго пункта 4 статьи 19 и абзаца второго пункта 2 статьи 24 в части предоставления льготных кредитов Федерального закона от 27 мая 1998 г. “О статусе военнослужащих”.
***
Как мы видим, Комитет СФ по обороне и безопасности отмечает проблемы по всем основным показателям военного бюджета. Между тем уровень финансирования ВС РФ в 2003 году составляет 2,69 % от объема ВВП и превышает уровень 2003 года на 0,04%. (Для сравнения, в Белоруссии тратится на оборону 1% от ВВП).
Из этого можно сделать несколько выводов.
Во-первых, уровень валового национального продукта в РФ мал и он не может обеспечить потребности обороны.
Во-вторых, потребности обороны будут удовлетворены тогда, когда поднимется экономика России.
В-третьих, военное ведомство более не планирует сокращаться. А это значит, что в случае кризиса в экономической сфере, проблемы финансирования войск еще более обострятся.