Военные ориентиры России стали видны четче

0:00
0

На прошлой неделе главным событием в военной сфере явилось совещание в Министерстве обороны РФ, где президент и министр обороны РФ озвучили новые ориентиры в военном строительстве России. Присутствующим в зале представителям СМИ и депутатам были розданы 60-страничные брошюры, в которых излагались “Актуальные задачи ВС РФ” с цифрами, графиками, выводами и т.п., чего ранее со стороны МО РФ не замечалось. Что нового привнесло данное мероприятие?

Во-первых, было четко заявлено о действиях России в области сохранения военно-стратегического паритета с США и другими ядерными странами. Президент страны заявил о том, что у России есть силы для превентивных ударов. Путин сказал, что Россия располагает тяжелыми стратегическими ракетами наземного базирования УР-100Н-УТТХ, которые еще не находились на боевом дежурстве.

“Речь идет о самых грозных ракетах, которых у нас десятки с несколькими сотнями боеголовок, – добавил президент. – Возможности их преодоления любых систем противоракетной обороны вне конкуренции”.

Главным фундаментом национальной безопасности России, подчеркнул Путин, остаются и еще долго будут оставаться силы ядерного сдерживания. Эти силы, по словам главы государства, находятся в хорошем состоянии, есть планы их развития и они выполняются. Президент обратил внимание на то, что Россия строго придерживается и будет дальше выполнять свои обязательства в области ограничения стратегических наступательных потенциалов. Между тем, по его словам, Договор о СНП “позволяет иметь на базах хранения договаривающихся сторон значительный потенциал, и Россия в полной мере воспользуется этим положением договора”.

Между тем 6 октября в Оттаве министр обороны РФ уточнил слова президента России. Сергей Иванов дал понять, что сейчас не стоит вопрос о сиюминутной постановке на боевое дежурство тяжелой ракеты УР-100Н-УТТХ.

При этом он отметил, что “стратегические ракеты УР-100Н-УТТХ действительно не имеют аналогов в мире, в том числе у наших конкурентов”.

“Но мы должны смотреть на 20-30 лет вперед и заниматься созданием новых комплексов”, – заявил С. Иванов. Отвечая на вопрос агентства “Интерфакс-АВН”, министр сказал, что “заявление президента Владимира Путина о наличии у России ракет УР-100Н-УТТХ было адресовано не только внутренней, но и внешней аудитории”.

“Оно вновь опровергло слухи о критическом состоянии Стратегических ядерных сил России, в том числе тезис о том, что они “допотопны”, а их средства наведения якобы небезопасны для нас самих”, – отметил глава Минобороны.

Во-вторых, Россия “показала зубы” НАТО. Впервые за все постсоветское время в военном ведомстве в присутствии политиков и руководителей СМИ президент РФ и министр обороны заявили, что Россия пересмотрит планы военного строительства, если НАТО сохранится как военный альянс с наступательной военной доктриной.

В-третьих, и министр и президент выступили как политики. И как бы поставили точку во внутрироссийской дискуссии о том, какой армии быть в РФ – вольнонаемной или на основе призыва. На первый взгляд, и Путин, и Иванов подтвердили намерения руководства страны создавать в России профессиональную армию. Хотя, если вчитаться в текст “Актуальных задач ВС РФ”, переход этот будет длительным, совсем не таким, как видят его правые политические силы страны. Президент заявил на совещании, что полностью поддерживает планы Минобороны РФ по модернизации армии и Генштаб определен как главный военный орган в стране, который будет призван в будущем планировать военное строительство, в том числе и профессиональных ВС РФ. Между тем, по заявлениям многих представителей ГШ ВС РФ, в Российской армии все же останется смешанный принцип комплектования войск, и, по крайне мере, до 2008 года около 30% личного состава в войсках по-прежнему будут служить по призыву (это записано в “Актуальных задачах”).

Если вспомнить, Владимир Путин в спорах и дискуссиях о путях создания профессиональной армии в России выслушивал, как правило, мнения различных политических сил. После встреч с лидером СПС Борисом Немцовым он заявлял, что альтернативы профессиональной армии в России нет и, что этот вопрос является главным в направлениях военного строительства в стране. Теперь, после совещания в МО РФ, президент явно обозначил, что он полностью на стороне военного ведомства. Он разделяет те принципы и направления военной реформы, с которыми выступил на совещании министр обороны Сергей Иванов. И данная позиция должна, видимо, стать программой и для пропрезидентских партий и движений на выборах, что говорит о явной центристской позиции президента.

Здесь надо заметить, что некоторые тезисы озвученной Ивановым программы могут быть непопулярны среди электората, да и в самой “партии власти”. Скажем, глава военного ведомства поддерживает предложение Генштаба об отмене отсрочек от призыва в армию. Министерство обороны крайне недовольно параметрами военного бюджета на 2004 год (ограничением расходов на закупку вооружений и НИОКР, дальнейшей отменой для военнослужащих ряда льгот и т.п.). Оно против дальнейшего сокращения Российской армии (об этом заявили и президент, и министр обороны), на котором настаивают некоторые политики, в том числе и центристской направленности.

Возможно, политический потенциал и личность президента, несмотря на непопулярность некоторых тезисов поддерживаемой им военной программы, тем не менее, помогут партии власти завоевать электорат на выборах.

Насколько такая формула предвыборной борьбы станет для околопрезидентских партий выигрышной – покажет время. Совещание же в Минобороны РФ раскрыло некоторые “карты” в политических симпатиях Верховного Главнокомандующего, что видимо, позволит оппонентам единороссов и их единомышленников “грамотно” их критиковать.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ