"Подводные камни" автострахования в войсках

0:00
0

Минобороны РФ организует комплекс мероприятий, связанных с выполнением закона РФ “Об обязательном страховании автогражданской ответственности” (ОСАГО). В частности, как сообщил WPS заместитель начальника Военной автомобильной инспекции (ВАИ) Минобороны РФ полковник Сергей Постников, в настоящий момент в военном ведомстве готовится проект приказа министра о проведении мероприятий, связанных с выполнением в войсках закона об ОСАГО. Как известно, согласно ст. 4 данного документа обязательное автострахование транспортных средств, состоящих на балансе Минобороны РФ, как и других ведомственных автомобилей, должно начаться с 1 января 2004 года. Страховаться будут не все транспортные средства. Согласно пункту 3 ст. 4 закона об ОСАГО обязательному автострахованию будут подлежать владельцы “автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации транспортных средств”.

Как пояснил полковник Постников, страховаться будет автотехника, входящая в так называемую транспортную группу. Это относительно небольшая часть автотранспортных средств, стоящих на балансе ВС РФ. Сколько конкретно – держится в секрете. Но офицер ВАИ назвал цифру в интервале от 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей, прицепов автобусов и т.п. Кроме автотехники (АТ) этой группы в войсках есть так называемая учебная, строевая и боевая техника (в том числе танки, бронетранспортеры, трейлеры, тягачи, бензовозы, тракторы, мотоциклы и т.п.). Ее страховать Минобороны не будет. Как пояснил Постников, учебно-боевую и строевую технику эксплуатируют непродолжительное время на занятиях по вождению, командно-штабных тренировках и учениях, а все остальное время она стоит на хранении в парках боевых машин воинских частей.

Такая техника, как правило, по дорогам не передвигается, хотя бывают исключения. По данным ВАИ, относящиеся к строевой группе автомобили (скажем, подвижная радиостанция, топливозаправщик и т.п.) в статистике дорожно-транспортных происшествий Минобороны РФ составляют около 20 %. Таким образом, можно предположить, что даже с введением закона об ОСАГО в будущем каждое пятое автопроисшествие, совершенное с участием военного транспортного средства, не будет компенсироваться через систему автостраховочных полисов, а, как и прежде, компенсация за ущерб будет осуществляться через суды.

Между тем введение автострахования выгодно Минобороны РФ. По статистике в более чем 80 % случаев ДТП виноват военный водитель. Только в прошлом году в ВС РФ произошло 150 ДТП, связанных с гибелью или ранением людей. За каждый такой случай, если признавалась вина военного водителя, МО РФ выплачивало потерпевшей стороне не менее 1,2 млн рублей. Заметим, что это только по ДТП, связанным с гибелью. А вообще ежедневно в РФ происходит несколько десятков автопроисшествий, участниками которых являются военные водители.

Таким образом, военное ведомство ежегодно по исполнительным листам судов тратит огромные деньги на возмещение ущерба. По подсчетам работников ВАИ, если военно-транспортные средства будут иметь страховые полисы, то денег на их закупку в масштабах страны потребуется меньше, чем сейчас тратится по исполнительным листам. Хотя захотят ли при такой ситуации иметь дело страховщики с армией, остается под вопросом. По планам Минобороны, тендер на выбор единой страховой кампании по “автогражданке” состоится только в октябре.

Как заявил полковник Постников, в настоящее время ВАИ, Главное управление военного бюджета и финансирования МО РФ совместно с Минфином определяют количество финсредств, необходимых для выполнения требований закона об ОСАГО. Предположительно их будет выделено не менее 300 млн рублей. Постников обратил внимание, что именно ВАИ определяет количество и перечень транспортных средств ВС РФ, которые необходимо будет застраховать.

“Не исключено, что в будущем мы застрахуем и часть строевой автотехники”, – отметил офицер ВАИ.

Финсредства, необходимые на ОСАГО, будут прописаны в бюджете-2004 отдельной строкой. Хотя деньги страховой фирме военное ведомство сможет перечислить только после 1 января 2004 года, когда начнет действовать новый бюджет страны. Одно из требований МО РФ к фирме-страховщику – эта организация должна иметь филиалы во всех Субъектах Федерации, чтобы они при наступлении страхового случая могли взаимодействовать с ВАИ военных округов и гарнизонов.

Между тем, по мнению военных, времени на проверку данной схемы остается мало, а правительство до сих пор так и не создало автоматизированную информационную систему, которая согласно закону об ОСАГО должна учитывать сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические и иные сведения по обязательному страхованию. Для МО РФ это очень важно, поскольку данные об АТ ВС РФ носят закрытый характер. Порядок пользования ими должно определить правительственное постановление, которого до сих пор почему-то нет, как нет в стране и самой автоматизированной информационной системы.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ