Военное образование как фактор перманентного реформирования

0:00
0

С 24-го по 28 июня под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия Квашнина в Москве организованы сборы руководящего состава военных вузов. В сборах также принимают участие главкомы видов Вооруженных сил, командующие родами войск, военных округов и флотов, начальники главных и центральных управлений Минобороны РФ, представители руководящего состава других силовых ведомств России.

Надо отметить, что подобного рода мероприятия в ВС РФ организованы впервые за последние несколько лет. Первоначально они были запланированы на конец мая, но затем были перенесены на более поздний срок из-за подготовки и проведения в вузах государственных экзаменов.

Как и положено, сборы начались с доклада “Современные средства вооруженной борьбы и подготовка к ним офицерских кадров”, с которым выступил начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин”. Затем изложил свое видение шагов по реформированию военного образования начальник Главного управления кадров МО РФ – замминистра обороны РФ по кадрам генерал-полковник Николай Панков. Его выступление было посвящено анализу первого этапа Федеральной программы по реформированию системы военного образования.

Как известно, данный документ утвержден постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 года. Программа рассчитана на период до 2010 года и реализуется в два этапа: первый – 2003-2005 годы, второй – 2006-2010 годы. В частности, участники сборов обсуждают план по дальнейшей оптимизации всей системы военно-учебных заведений в стране, их перевод с пятилетнего на четырехлетний период обучения. В рамках сбора рассмотрены проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование подготовки военных кадров, изменение порядка заключения курсантами контракта о прохождении военной службы, а также комплекс мер, связанных с повышением мастерства преподавательского состава и стимулирования педагогического труда в военных вузах.

Как отмечают информагентства, основная тема сборов была посвящена обсуждению Плана оптимизации всей системы военно-учебных заведений Минобороны РФ, а также других силовых ведомств. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подобные документы за всю более чем десятилетнюю постсоветскую историю Российской армии обсуждаются уже не раз. Принимались какие-то конкретные решения по этому поводу, однако, многие проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Скажем, подготовка по родственным специальностям офицеров в различных силовых структурах ведется так называемым “параллельным курсом”, по-прежнему велик отсев курсантов и слушателей из военно-учебных заведений, нет ясности с качеством и сроками образования.

После 1998 года, когда сеть военных вузов уменьшилась почти в два раза, совершенствование системы военного образования шло в направлении дальнейшего сокращения числа высших военных учебных заведений и постепенного переноса центра тяжести в подготовке кадровых офицеров для ВС РФ на военные кафедры (факультеты военного обучения) высших учебных заведений. Сейчас же огульное сокращение и объединение вузов прекращено и даже наблюдается тенденция к их увеличению.

Начиная с 2002 года, на базе факультетов военного обучения некоторых университетов страны начал проводится эксперимент, суть которого заключается в том, что на этих факультетах будут одновременно готовиться офицеры запаса и кадровые офицеры для ВС РФ. Он планировался еще при маршале Сергееве, хотя нынешнее руководство МО РФ уже изначально эксперимент считает провальным, поскольку обучение на военных кафедрах тоже считается неэффективным. Между тем офицеры-двухгодичники, призванные из запаса, по-прежнему составляют около 40 процентов всего состава кадрового корпуса командиров взводов и расчетов ВС РФ. Это тоже очень большая проблема для войск. Как заявил однажды генерал-полковник Панков, “мало того, что это непрофессионалы, – подавляющее их большинство по истечении срока службы, не считая ее престижной, материально привлекательной и социально значимой, увольняются. Легко представить, сколь негативно все это сказывается на качестве боевой учебы и воспитательной работы…”.

Другая перманентная проблема для армии – очередной вал досрочного увольнения в запас молодых, но уже имеющих приличный служебный опыт офицеров. Хотя эта тенденция идет к уменьшению, проблемы остаются. Как известно, пик этого явления пришелся на 1998 год – тогда Вооруженные Силы досрочно покинули шестьдесят пять тысяч офицеров. Однако и сегодня эта проблема – одна из острейших. Достаточно сказать, что более половины увольняющихся в запас офицеров не дослуживают до установленного законом предельного возраста. Тридцать семь процентов от всех уволенных – люди в возрасте от тридцати до сорока лет, костяк офицерского корпуса. И еще одна цифра: среди офицеров, досрочно в этом году уволенных в запас в Московском военном округе, почти восемьдесят процентов составили те, кому еще не исполнилось и тридцати лет.

Весьма ощутимо для армии и досрочное увольнение курсантов и слушателей в период обучения. По мнению Панкова, отсев по-прежнему внушительный – по всем ВС 19,7% . (В 1998 году -33,1 %). Кроме того, один и две десятые процента офицеров-выпускников этого года уже заявили о своем нежелании продолжать военную службу. В советские времена таких было единицы. В 90-е годы – 16%.

Что особенно симптоматично, многие перспективные офицеры сегодня отказываются поступать в военные академии и университеты на очную форму обучения. Обычная в таких случаях мотивировка – опасение ухудшить материальные и жилищные условия, проблема с трудоустройством жен. В результате образовался недокомплект слушателей. По данным МО РФ, 13%. К тому же военные вузы покидают высокообразованные научные кадры.

Как предполагается решать эти и другие кадровые проблемы?

Во-первых, МО РФ предлагает усилить ответственность за отчисление курсантов из военных вузов.

Во-вторых, предполагаются меры по дальнейшему увеличению денежного довольствия и материального положения офицеров.

В-третьих, усиливается воспитательная работа. Согласно приказу министра обороны в девяти военных вузах, начиная с этого учебного года, организована подготовка заместителей командиров рот по воспитательной работе. Со следующего года к ним добавятся еще пять вузов. Общее число обучаемых таким образом превысит пятьсот человек.

В-четвертых, воссоздается система “бережного” отношения к профессорско-преподавательским кадрам. По словам Панкова, военному ведомству удалось вернуть в свои вузы 415 полковничьих должностей. За счет внебюджетных средств министр обороны изыскал возможность ввести денежную надбавку за ученую степень. Прорабатывается вопрос о введении в вузах Министерства обороны выплаты за стаж научно-педагогической деятельности. В декабре минувшего года на заседании коллегии Минобороны было принято решение в обязательном порядке найти денежные средства на приобретение печатной продукции…

Таким образом, в РФ предпринимается очередная попытка реформирования военного образования. Это пока не удается сделать, хотя уже прослеживается положительная тенденция в этом вопросе.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ