13 мая в Москве и Брюсселе состоялись плановые мероприятия в рамках заседаний Совета РФ – НАТО на уровне представителей дипломатии и военных. Надо отметить, что впервые на такое заседание в российскую столицу прибыл Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. В Москве заседание РФ – НАТО проходило на уровне послов стран альянса, аккредитованных в России. Так что никаких больших издержек НАТО не понесло. Сам Робертсон московское заседание определили как “символическое”. На нем были подведены некоторые итоги работы РФ и НАТО в рамках двадцатки и намечены вопросы, посвященные июньскому заседанию Совета на уровне министров иностранных дел в Мадриде.
Что конкретно достигла “двадцатка” за год своего существования? Каковы итоги совместной работы Совета Россия-НАТО (СРН)? Отвечая на эти вопросы в интервью “Интерфаксу”, Джордж Робертсон заявил, что “достижения Совета – весьма существенные. К ним относятся: согласованные оценки различных аспектов террористических угроз безопасности в Евроатлантическом регионе; договоренность о политических условиях и формах будущих совместных миротворческих операций России и НАТО; важные шаги вперед в сотрудничестве Россия – НАТО по противоракетной обороне на театре военных действий (ТВД); инициатива СРН по безопасности границ на Балканах; рамочное соглашение Россия-НАТО по спасанию экипажей подводных лодок; инициатива СРН по более тесному сотрудничеству в управлении гражданским и военным воздушным движением и многие другие. На этом заседании члены Совета также смогут обменяться мнениями об актуальных вопросах безопасности, включая ситуацию в Афганистане, а также в Боснии и Герцеговине”.
Запланированных мероприятий и соглашений действительно много. Но надо заметить, что почти все они значатся только на бумаге. Перечисленные пункты сотрудничества Москвы и альянса сводятся пока только к декларациям, соглашениям, а реальная работа, практические совместные действия, скажем на Балканах, свертываются. Нет пока ни противоракетной обороны ТВД, ни фактов или тренировок по спасению подводных лодок, ни сотрудничества в управлении военными воздушными судами и т.п.
В ходе работы СРН в Москве Робертсон встретился с руководителями РФ, говорил лестные слова о деятельности альянса, но это были только слова. В это же время на другом конце Европы генералы говорили совсем о другом.
13 мая в Брюсселе в заседании на уровне начальников генеральных и главных штабов вооруженных сил альянса и России участвовал генерал армии Анатолий Квашнин. Как сообщили в военном ведомстве РФ, основной темой диалога российского представителя со своими коллегами были вопросы, связанные с обеспечением европейской безопасности, а также согласование плана вывода российских миротворцев с Балканского полуострова. Как известно, для натовского руководства вывод войск с Балкан оказался полной неожиданностью. О необходимости согласования плана вывода миротворцев из Косово и Боснии говорили весь апрель, но договариваться Квашнин поехал в Брюссель лишь в середине мая.
Как заявляют в Минобороны РФ, передислокация войск из Косова Боснии и Герцеговины уже идет полным ходом. Однако сторонам все же пришлось согласовывать многие вопросы.
Во-первых, до 1 августа (дня окончания вывода российских миротворцев с Балкан) необходимо переподчинить секторы ответственности, где действовали российские контингенты, другим международным силам. Во-вторых, Россия должна будет передать командованию НАТО стратегический аэродром в Слатине со всей инфраструктурой и пунктами управления. Как известно, этот аэродром наши десантники захватили летом 1999 года первыми и единственная в Косово авиационная база была в ведении Москвы. Теперь Россия этот объект покидает. Из Косово выводится и крупнейший российский военный госпиталь, который был расположен в Косовом поле и бесплатно лечил не только миротворцев, но и мирное население.
Такие действия министр обороны РФ Сергей Иванов, будучи 5 мая в Швеции, объяснил тем, что обстановка в Боснии и Косово значительно улучшилась и операция “неизбежно все больше и больше будет переходить в полицейскую фазу”. Ранее начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, помимо этих причин, обусловил вывод войск большими затратами на содержание российского миротворческого контингента на Балканах (по его данным, на эти цели тратилось 26,9 млн долларов).
Руководители НАТО, конечно, разделяют мнение Москвы о большой стоимости мероприятий по поддержанию мира в конфликтных зонах на Балканах. Однако при этом они имеют противоположные российским взгляды о ситуации там. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Джордж Робертсон заявил, что он не считает, что международные воинские контингенты полностью выполнили на Балканах свои функции.
“Мы полагаем, что международное военное присутствие по-прежнему остается важным для обеспечения основополагающей безопасности”, – заявил генсек НАТО.
Заметим, что ранее, как только стало известно о решении Москвы вывести свои войска из Косово и Боснии, чиновники альянса высказывались еще более остро. Скажем, заместитель председателя Парламентской Ассамблеи НАТО Пьер Лелюш заявил журналистам, что его “не убедили доводы российского руководства о необходимости вывода миротворцев из Боснии, Герцеговины и Косово”. “Выводом своих миротворцев Россия захотела продемонстрировать отстранение от этого процесса”, – подчеркнул зампред ПА НАТО.
Таким образом, реальное военное сотрудничество с альянсом на Балканах, которое было организовано в рамках Совета РФ – НАТО, Москва свертывает. Как заявили в Минобороны РФ, кроме балканских проблем, Квашнин обсудил в Брюсселе со своими коллегами вопросы по обмену информацией, борьбе с терроризмом, распространением оружия массового поражения и ракетных технологий, региональной нестабильностью и т.п. Не исключено, что стороны обсудили вопросы деятельности под флагом ООН международных военных сил в Ираке. Есть мнение, что вывод российских войск с Балкан, связан с их возможной передислокацией в зону Персидского залива.