Как известно, до 1 июня правительство должно доработать основные положения проекта Федеральной целевой программы перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В первую очередь, будет окончательно утрясена сумма расходов для перевода в 2004-2007 гг. 195 частей и соединений на профессиональную основу. Межведомственная рабочая группа (МРГ) из Минобороны РФ, Минэкономразвития и Минфина подсчитала, что на это потребуется как минимум 138 млрд рублей. То есть ежегодно по статье военная реформа необходимо будет тратить на эти цели более 32 млрд рублей, что составляет почти 10 процентов от всех расходов на оборону. Цифры большие, но как заявил WPS начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Василий Смирнов, в этих цифрах нет ни одного лишнего рубля.
Найдет ли такие деньги правительство, неизвестно. Но из уст Смирнова прозвучала убежденность в том, что Генштаб готов начать переход на контрактную службу и с меньшими финансовыми затратами.
“Просто тогда будет переведено на профессиональную основу не 195, а меньшее число соединений и частей, и сроки перехода на контрактную армию удлиняться”, – резюмировал он. При этом Смирнов прямо сказал о том, что надежды на появление в России контрактной армии даже в самой отдаленной перспективе остаются утопическими.
“Призыв на срочную службу в России будет всегда. Для России с ее большой территорией обойтись только силами контрактников невозможно”, – считает Смирнов.
По его данным, в расчеты МРГ заложено, что в ходе перевода войск на профоснову солдат-контрактник должен получать сумму не менее 5,3 тыс. рублей. Хотя в ходе опросов, проведенных военным ведомством среди военнообязанных мужчин в возрасте до 40 лет, выяснилось, что массовый приток добровольцев в военкоматы будет лишь в том случае, если оклад солдата-контрактника составит 7-8 тыс. Пока правительство против дальнейшего увеличения материальных стимулов. (Суммы в 7-8 тыс. рублей получают сейчас полковники в Минобороны РФ). Таким образом, налицо будут трудности с набором контрактников, как это имеет место сегодня в 76-й воздушно-десантной дивизии (ВДД), где проходит эксперимент по переводу частей и подразделений на профоснову.
По данным генерал-лейтенанта Смирнова, эксперимент в 76-й ВДД идет по плану, но имеются и серьезные проблемы с набором контрактников. Набрано всего 55% личного состава. Полностью укомплектован 104-й парашютно-десантный полк, управление соединения, а также некоторые части обеспечения. Между тем до 1 июня, то есть за месяц, необходимо набрать почти еще недостающую половину добровольцев (а это почти 3000 человек!), чтобы по плану Генштаба во втором полугодии там начать полноценную боевую учебу. Каким это образом будет сделано, пока не ясно.
С гражданки через военкоматы в 76-ю ВДД (даже при предлагаемом окладе 5,3 тыс. рублей в месяц) люди пока идут неохотно. В настоящий момент в дивизию прибыло 70 процентов военнослужащих-срочников, и лишь только каждый третий является набранным из запаса (первоначально планировалось, что соединение будет комплектоваться солдатами и “запасниками” в соотношении 50 на 50). По всей вероятности, форсированное доукомплектование 76-й ВДД тоже произойдет за счет солдат-срочников, решивших стать профессионалами. Для молодых солдат, кроме материальных, есть и другие стимулы стать профессионалами. Контрактная служба компенсирует те 1,5 года, которые они бы отбывали в армии как призывники.
Но набор большого числа солдат в профессионалы и, в частности, в 76-й ВДД, оголит линейные подразделения. А решить проблему в них за счет дополнительных призывных ресурсов уже не удастся. По данным Генштаба ВС РФ, после 1 июля, то есть срока окончания весеннего призыва, некомплект солдат в Российской армии в виду “демографической ямы” и большого числа отсрочек, составит не менее 15%.
Между тем в комплектовании контрактниками 76-й ВДД имеются и другие проблемы. Например, жилищные. По данным Василия Смирнова, половина солдат-контрактников до сих пор живет в палатках. Поэтому один из уроков псковского эксперимента, по мнению представителя Генштаба ВС РФ, заключается в том, что комплектование российских воинских подразделений добровольцами можно начинать только после создания необходимого уровня инфраструктуры военных городков. А, как известно, в Пскове эксперимент начался гораздо раньше, чем правительство утвердило документацию на эти цели. Смирнов заявил, что сейчас принимаются меры, чтобы к началу нового учебного периода военные городки, как это ранее и планировалось, были сданы в эксплуатацию строителями.
Смирнов не исключил, что 104-й парашютно-десантный полк будет в полном составе направлен в Чечню. При этом солдатам-контрактникам предполагается выплачивать денежное довольствие не менее 15 тыс. рублей в месяц. Однако никто пока в военном ведомстве не может гарантировать, что командировка псковских десантников на Северный Кавказ пройдет безболезненно. Хотя материально-административные меры для противодействия этому уже предусматриваются. В случае преждевременного разрыва контракта солдат или сержант, призванный с гражданки, должен будет компенсировать материальные затраты на его службу, а бывшие военнослужащие-срочники дослуживать в непрофессиональных подразделениях из расчета два месяца за один. Воины-профессионалы за отказ быть направленным в “горячую точку” могут быть также привлечены к ответственности и по уголовным статьям российских законов. Соответствующие поправки уже подготовлены и, по данным Генштаба, будут внесены в Госдуму РФ не позже 1 июня.
Таким образом, перевод войск на профессиональную основу имеет ряд проблем. Они отличны от тех, о которых говорят политические деятели, и, во-первых, связаны с большими расходами, а, во-вторых, с социально-демографическими вопросами. Их решение потребует воли и сил не только со стороны Минобороны и Геншатаба, а и от правительства и законодателей. Создание профессиональной армии – дело всенародное. Хотя она не будет панацеей от всех бед и Россия, видимо, в целях подготовки мобилизационных ресурсов оставит и призывную систему, уменьшив срок службы солдат до 1,5 лет или года.