На днях Нарофоминский суд осудил за рукоприкладство старшего лейтенанта Михаила Гасилина – 2 года лишения свободы с отбыванием срока в исправительно-трудовой колонии. Этот тот самый командир роты, от которого 3 декабря прошлого года сбежало в Москву к солдатским матерям 16 солдат и сержантов срочной службы.
“К сожалению, это не единичный факт в моей практике”, – рассказывает военный прокурор Алабинского гарнизона полковник юстиции Александр Прохоренко, подчиненные которого расследовали уголовное дело Гасилина.
Начальник отдела обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного Суда РФ полковник юстиции Сергей Булаковский был еще более конкретен в своих выводах. По его данным, в структуре приговоров военных судов доля осужденных по статье 286 ч.3 пункты “А” и “Б” – превышение власти с применением насилия, повлекшие тяжкие последствия, – увеличилась почти в 3 раза (с 5,6 % в 1997 г. до 15-16 % сейчас) В основном за это судят сержантов, прапорщиков, офицеров. Анализируя данную тенденцию, Булаковский считает, что она напрямую связана с уменьшением средств дисциплинарного воздействия командиров на своих подчиненных, в том числе и лишения возможности налагать на подчиненного арест. Как известно, президент РФ своим указом летом прошлого года отменил статьи уставов, в которых командиры имели право налагать дисциплинарные взыскания в виде ареста на своих подчиненных.
Как решить данную проблему? Главком Сухопутных войск – заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Николай Кормильцев считает, что вопрос разрешится сам собой, когда будут введены в армии новые общевоинские уставы. В частности, в обновленной редакции Дисциплинарного устава определен новый порядок наложения на военнослужащих ареста с содержанием на гауптвахте. В проекте документа предлагается, что теперь это будет делать не командир, а специальные дисциплинарные суды по представлению командира части. Однако данное положение пока не прописано в российском законодательстве. Созданная в Минюсте России с участием Минобороны межведомственная рабочая группа еще в 2001 году подготовила проект федерального закона “О дисциплинарном аресте военнослужащих”, однако, он почему-то так и не дошел до Госдумы. Генерал Кормильцев считает, что такая неопределенность тормозит военную реформу и не способствует укреплению дисциплины и правопорядка в войсках.
Между тем для принятия такого закона нужны, видимо, расчеты. Ведь по словам того же Кормильцева, если система гауптвахт в войсках будет возрождена, то количество военных судей в гарнизонах надо будет увеличить в два раза. Данное положение, вероятно, будет обсуждено в правительстве и лишь потом представлено в Госдуму РФ. Если, конечно, дело до этого дойдет, поскольку в ближайшее время количество чиновников в военной форме предполагается сократить.
“В коридорах власти существуют различные точки зрения на предмет того, возрождать ли в войсках гауптвахты. С одной стороны, это серьезный инструмент в руках командира, с другой – мы идем по пути демократизации нашего общества, переходим к профессиональной армии и у военачальников должны быть другие нерадикальные стимулы, побуждающие подчиненных к добросовестному и усердному ратному труду. Скажем, стимулировать службу контрактника можно рублем. Хотя я мог бы согласиться с мнением военного руководства, что пока контрактная армия только создается можно и оставить для солдата и сержанта такое наказание как гауптвахта”, – считает бывший начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ, а ныне член Совета Федерации генерал-полковник Владимир Кулаков.
“В Российской армии – не место гауптвахтам, как и всей системе принудительного набора на военную службу. За отмену гауптвахт мы боролись с конца 80-х гг. и добились, чтобы командиры не имели права арестовывать своих подчиненных. Теперь военные под предлогом помощи со стороны военных судов хотят это возродить снова. Общественное мнение будет против этого. И руководству страны придется с этим считаться”, – заявила “Столичной вечерней газете” ответственный секретарь Союза Комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.
Таким образом, проблема военных гауптвахт из чисто армейской перерастает в социально-политическую. Проект федерального закона “О дисциплинарном аресте военнослужащих” уже долгое время находится на рассмотрении у руководства страны и по нему не принимаются никакие решения. В то же время в войсках все больше и больше растет количество преступлений со стороны начальников, которые не могут справиться со своими подчиненными и допускают по отношению к ним насилие.
Справка:
30 июня 2002 г. президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 671, в котором внесены изменения в Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
Изменения внесены в соответствии со статьями 22, 125, абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., подписанной от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г., Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Федеральным законом “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней”. Федеральным законом “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”.
Указ президента отменил статьи уставов, по которым командиры могли арестовывать своих подчиненных и направлять их на гауптвахту. С тех пор количество гауптвахт резко уменьшилось. В них на основе решения судов содержатся только преступники или военнослужащие, подозреваемые в совершении тех или иных правонарушений. Демократизирован также порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах.