Руководство Министерства обороны вновь оказалось в центре внимания контрольных и правоохранительных структур России. На фоне затянувшего расследования в отношении главного военного финансиста страны генерала Олейника следователями военной прокуратуры возбуждаются и расследуются новые дела, в которых фигурируют представители Минобороны РФ. Как сообщили источники из Главной военной прокуратуры, возможно, совсем скоро будут предъявлены обвинения высокопоставленным руководителям некоторых главных и центральных управлений военного ведомства. Речь идет о нарушениях, которые выявила Счетная палата (СП) в военном ведомстве в 2002-м и уже в этом году в отношении использования государственных средств, направляемых на медицинское и другие виды социального обеспечения военнослужащих.
В первую очередь это касается нарушений, которые имеют место в использовании жилого фонда Минобороны РФ. Как сообщают источники из СП, на днях аудиторами завершена проверка использования средств федерального бюджета, выделяемых на строительство и приобретение жилья для военнослужащих Минобороны России, а также для лиц, уволенных из Вооруженных Сил.
В представленных для журналистов материалах отмечается, что, правительство и Минобороны РФ не принимают пока должных мер, чтобы снизить остроту жилищной проблемы в армии. В первую очередь это касается организации работы по эффективному использованию так называемого служебного жилья. Как сообщил аудитор СП Александр Пискунов, несмотря на принятые на государственном уровне решения по созданию системы служебного жилья как основной формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в период военной службы, Минобороны до настоящего времени не разработало соответствующую программу формирования служебного жилого фонда. Из имеющегося в Вооруженных Силах ведомственного жилого фонда в объеме 769 тыс. квартир только 242,7 тыс. квартир (31,6%) заселены семьями военнослужащих, а остальные – используются лицами, утратившими связь с Вооруженными Силами, и гражданским персоналом, получившим это жилье в порядке обмена или покупки.
По данным представителя Счетной палаты, не обеспечивается должным образом и выполнение федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты” (ГЖС). Отмечается, что уровень реализации программы ГЖС за истекшие пять лет составил только 32%. По причине несовершенства механизма распространения жилищных сертификатов 10,7 тыс. (сумму 1,9 млрд руб.) не были вовремя реализованы.
По итогам данной проверки коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в Минобороны России, а в правительство России – информационное письмо. О направлении аналогичного письма в Главную военную прокуратуру не сообщается.
Между тем в аппарате начальника строительства и расквартирования войск Александра Косована считают часть обвинений СП в адрес Минобороны необоснованными. Армейцы заявляют, что проблема отселения из военных гарнизонов людей, утративших связь с Вооруженными Силами, должна решаться не военным ведомством, а правительством. Так считают и участники общественных организаций, занимающихся социальной защитой военнослужащих. Как заявил представитель движения “Воинское братство” Александр Овчинников, для того, чтобы эффективно использовать служебное жилье, надо обеспечить квартирами военных пенсионеров, живущих в военных городках. Это, по его мнению, Минобороны на свои деньги сделать не сможет.
“Необходимо средства на эти цели получить от правительства, и желательно не за счет оборонных статей”, – считает он.
Между тем в Главной военной прокуратуре подтвердили, что, если материалы Счетной палаты по использованию жилищного фонда МО РФ будут направлены им, то в военном ведомстве, возможно, организуют прокурорские проверки. Именно такие проверки со стороны ГВП были проведены после завершения в мае 2002 года работы аудиторов СП в Главном военно-медицинском управлении (ГВМУ) МО РФ. Сейчас, как известно, в ГВМУ в рамках уголовного дела работают следователи, которые выясняют причины утраты 3,7 млн долл. США в связи с непоставками по ранее заключенному контракту из Латвии лекарственных средств для нужд армии.
В настоящее время следователи ГВП изучают обстоятельства данного дела. Пока никаких обвинений начальнику ГВМУ генерал-полковнику Ивану Чижу и другим имеющим отношение к этому факту лицам не предъявлено.
В Минобороны РФ не спешат возбуждать уголовные дела и наказывать руководителей военного ведомства накануне парламентских выборов. Существует негласное мнение, что подотчетная Госдуме РФ Счетная палата с подачи некоторых депутатов специально инициировала проверки МО РФ с тем, чтобы предвыборные блоки имели предметный материал для критики руководства не только Минобороны РФ, а и власти.
Между тем тенденция на усиление криминализации офицерского корпуса в Российской армии налицо. Как сообщил на днях председатель военной коллегии Верховного суда РФ Николай Петухов, в структуре осужденных военнослужащих “в большинстве военных округов на третью позицию выходят” люди, которым были предъявлены обвинения “за должностные преступления – злоупотребления служебным положением и халатность”.
Таким образом, деятельность высокопоставленных руководителей Минобороны РФ сегодня является предметом критики не только СМИ и общественности, но и других более “компетентных” структур российской власти – военных судов, прокуратуры, Счетной палаты и т.п. А это лишний раз доказывает малоэффективность реформ в военной сфере.