Начало нового года в армии ознаменовано значительными коррективами, которые вносятся в эксперимент по переводу 76-й воздушно десантной дивизии на профессиональную основу. Решено, что солдаты-контрактники будут располагаться на территории военного городка и жить в солдатских общежитиях, переоборудованных из казарм. Вопрос о строительстве для них общежитий квартирного типа больше не стоит. Об этом сообщил WPS начальник тыла ВДВ – заместитель командующего войсками по тылу генерал-майор Николай Масликов.
“В настоящее время между Минфином и Минобороны РФ согласована окончательная позиция по размещению и обустройству солдат и сержантов-контрактников 76-й дивизии. Все десантники-контрактники 76-й ВДД размещаются на территории военного городка в солдатских общежитиях, переоборудованных из казарм, где в настоящее время идет капитальный ремонт”, – сказал генерал. Он также сообщил, что “планировавшееся ранее проживание семейных десантников-контрактников в общежитиях квартирного типа пересмотрено, а их строительство прекращено”.
Нет сомнения в том, что сделано это для удешевления эксперимента. Как известно, на этом настаивали депутаты Госдумы РФ правой ориентации. Скажем, лидер Союза правых сил Борис Немцов, который не раз посещал 76-й ВДД и выступил с альтернативной программой создания в стране профессиональной армии, ратовал за то, чтобы сократить срок службы солдат до 6 месяцев, и готовить их только как резервистов. А все регулярные войска предлагал сделать профессиональными. Проживание профессионалов – в казармах. Стимулы для службы контрактников – значительное денежное довольствие.
По версии Минобороны РФ, в ходе эксперимента в 76-й ВДД первоначально предполагалось, что относительно высокое денежное довольствие и служебная квартира будут главными мотивами, которые побудят мужчин идти в контрактники. Однако после проработки данных предложений в правительстве государство отказалось сначала от того, чтобы платить профессионалам 76-й ВДД повышенные оклады. (Инициативу в этом вопросе взял в свои руки министр обороны Сергей Иванов, который приказал доплачивать участникам эксперимента по 1200 рублей в месяц). После уже развернувшегося строительства благоустроенного жилья Минфин вдруг решил его не финансировать, а переселить всех контрактников в так называемые “благоустроенные казармы”. Армейцы, как всегда, поспешили. Будучи уверенными в том, что проект перевода войск на профоснову будет поддержан в высших эшелонах власти, они, не дожидаясь решения правительства, за счет внутренних резервов МО РФ начали дорогостоящее строительство жилья для семей военнослужащих 76-й ВДД. Предполагалось возвести 2170 квартир. И планировалось выделить на эти цели около 2 млрд рублей. Но в бюджете 2002 года на это не было запланировано ни копейки, а в бюджете на 2003 год выделена лишь четверть того, что предлагало МО РФ. Таким образом, в Пскове будут построены жилые дома по типу семейных общежитий, в которых останутся жить в основном офицеры и прапорщики.
“Результат таких решений вполне предсказуем, – заявил WPS начальник пресс-службы ВДВ Николай Брагин. – Часть людей подписавших контракты, их расторгнут, а часть будет выполнять свои обязанности спустя рукава”.
Между тем, как доложил на днях президенту Сергей Иванов, в Минобороны РФ пишут новые программы по переводу не только 76-й ВДД, но и всех воздушно-десантных, а также других частей постоянной боевой готовности на профессиональную основу. Правда, пойдут ли в них люди, это большой вопрос. В 2002 году численность контрактников в ВС РФ сократилась на 20 тыс. человек, то есть почти на 10 %. Это притом, что с 1 июля 2002 года всем военнослужащим повысили денежные оклады. Однако даже после этого они не дотягивают до общероссийского среднего уровня (составляют всего около 2800 рублей). Источники в 76-й ВДД извещают о том, что многие военнослужащие, решившие стать профессионалами, пишут рапорта на расторжение контрактов.
Меду тем командование ВДВ надеется, что у людей все-таки найдется, так называемый, “десантный патриотизм” и они только “из любви к ВДВ решатся в них служить”. По мнению командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Шпака, теперь решающее значение при наборе на контрактную службу будет иметь не материальный, а моральный фактор – “тот самый, что собирает в Рязанский десантный институт по 17 абитуриентов на место”.
“Но даст ли тогда эксперимент ответ на вопрос, ради которого затевался? Определятся ли таким образом оптимальные материальные условия для массового перехода на контрактную службу?”, – задается риторическим вопросом командующий ВДВ.
Еще более скептически относится к итогам эксперимента министр обороны РФ Сергей Иванов. В интервью “Российской газете” он заявил о том, что “у нас есть обеспокоенность, что, когда дело дойдет до отправки военнослужащих в “горячие точки”, с их стороны может возникнуть желание расторгнуть заключенный контракт”.
Таким образом, выполнение эксперимента по переводу 76-й ВДД остается под вопросом. У государства нет пока достаточных средств, чтобы определить новые параметры своей армии. Стремясь же как-то решить проблему, связанную с нехваткой мобилизационных ресурсов, оно намерено дешевыми способами разрешить проблему. Вряд ли такое у него получится.