Профессиональная армия может возникнуть в России еще не скоро

0:00
0

Очередной указ президента РФ о призыве на военную службу более 170 тысяч юношей в возрасте от 18 до 27 лет в отличие от прошлых лет нынче вызвал большой резонанс в российском обществе, и в первую очередь – среди политических партий и движений. В конце сентября Союз правых сил (СПС) провел в более 40 городах страны акции, манифестации и митинги, призывающие к ускоренному переходу на контрактную армию. Лидеры СПС посетили 76 воздушно-десантную дивизию, где начат эксперимент по переходу на контрактную службу. После этого визита лидер СПС Борис Немцов заявил, что начальника Генерельного штаба ВС РФ Анатолия Квашнина следует отстранить от курирования реформы вооруженных сил, “чтобы избежать ее полной дискредитации”. По мнению Немцова, практические вопросы реализации военной реформы и перевода армии на контрактный способ комплектования необходимо сосредоточить на уровне правительства РФ и министра обороны. Лидер СПС заявил, что после визита А.Квашнина в 76-ю Псковскую воздушно-десантную дивизию более 40 сержантов и солдат-контрактников подали рапорты на увольнение и перестали выходить на службу. Они предприняли эти действия, якобы, в связи с тем, что строящееся жилье в 76-й ВДД будет предоставляться только семейным солдатам и офицерам, хотя при заключении контракта руководство дивизии обещало обеспечить жильем и их. Немцов настаивает на том, чтобы обещания военных были выполнены.

Между тем 4 октября заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Василий Смирнов категорически опроверг такие обвинения в адрес своего начальника. “По официальным данным, с 1 сентября до настоящего времени от службы по контракту в 76-й дивизии отказались 6 человек”, – подчеркнул он. По его мнению, это является абсолютно нормальным явлением, которое может возникнуть на рынке труда. Однако конфликт между военными и СПС не разрешен.

По мнению Бориса Немцова, разработанный Генштабом проект программы поэтапного перевода ВС РФ преимущественно на контрактный способ комплектования можно осуществить не за 6-8 лет, как предлагают военные, а за гораздо меньший срок. Немцов считает, что это возможно сделать уже в ближайшие год-полтора: надо поднять контрактникам зарплату и укомплектовать ими все боевые подразделения ВС РФ. А молодежь можно призывать только на полгода для того, чтобы они в учебных подразделениях получали военную специальность и, увольняясь в запас, становились мобилизационным резервом страны.

Примерно это же предлагает и военное ведомство и, на первый взгляд, по содержанию концепция СПС ничем не отличается от генштабовской. Представители военного ведомства также считают, что в конечном счете , то есть тогда, когда все части и соединения армии и флота станут комплектоваться профессионалами, срок подготовки призывников в качестве мобрезерва страны должен составлять 6 месяцев. Между тем представители ГШ ВС РФ считают идеи СПС популистскими, расшатывающими российское общество. Почему?

Вот как прокомментировал ситуацию начальник управления призыва и комплектования войск Главного оргмобуправления Генштаба ВС РФ генерал-майор Валерий Астанин:

Идеи СПС утопичны потому, что все упирается в финансы. А это значит, что переход на контрактную армию невозможен в ближайшие годы. Немцов же и его единомышленники предлагают, что если увеличить военный бюджет на 30-40 млрд. рублей и платить контрактникам в пределах 3,5 тысяч, отбоя от желающих идти в профессионалы не будет. Но сейчас мы проводим, как известно, эксперимент по переводу целого соединения двухполкового состава на конрактную основу. Предлагаем каждому солдату сержанту не 3,5 тысячи рублей, а больше – от 4,2 тыс. до 4,5 тысяч. Но идут пока немногие. Всего на сегодняшний день укомплектован один батальон. Хотя через 2 месяца должен быть сформирован уже целый полк, состоящий из 5 батальонов. Но в нашей армии, конечно, не одна дивизия. По нашим прикидкам полный перевод армии на контрактную основу потребует как минимум 300-400 млрд. рублей. Для сравнения – все расходы на оборону в 2003 году составят чуть больше 345 млрд. рублей. Таким образом понятно, что государство неспособно пока выделить деньги, чтобы сразу все войска стали профессиональными.

Позицию Генштаба разделяют многие в обществе – центристские, левые партии и движения, военно-патриотические организации и общества. Президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, считает, что перевод российской армии на контрактную основу надо делать “неспеша”, по мере наличия для этого финансовых и материальных ресурсов. “Предположим мы быстро переведем все войска на контрактую основу, вбухаем огромные деньги, а техника то у нас старая, нет ГСМ. Как учить солдат ? Если они не будут водить, стрелять, разве они будут профессионалы ?”, – задается вопросом военачальник.

“Немцов предлагает не тратить деньги на строительство общежитий и квартир для контрактников и офицеров, поскольку это требует огромных средств. Но вот вопрос: кто в такой армии будет служить. Сейчас по-прежнему велик отток молодых офицеров из войск. Они уходят из армии, потому что не имеют жилья, снимают лачуги или живут с семьями в казармах. Решим жилищный вопрос в армии – сохраним ее. Не будет офицеров, не будет и армии”, – считает член Совета Федерации генерал-полковник Владимир Кулаков.

И Кулаков и Гареев прослужили в войсках ни один десяток лет. По своему роду деятельности они знают о ее проблемах не понаслышке. Хотя можно допустить, что и они придерживаются корпоративных взглядов, присущим всем военным . В связи с этим интересно мнение человека “со стороны”. Президент академии духовного единства народов мира Евгений Трапезников всю жизнь занимался обществоведческими проблемами. На мой вопрос нужно ли форсировать перевод армии на профессиональную основу он ответил так: “Исторически российскому народу были присущи патриотические чувства и в годину трудных испытаний на борьбу с врагом поднимался весь народ. Сейчас страна только оправляется от кризиса и вбухивать все деньги в профессиональную армию – верх безумия. В Германии проходят срочную службу 30-40 % юношей призывного возраста, в Швейцарии – вообще милиционная система и там ежегодно служит почти каждый дееспособный гражданин, независимо от пола. Крепкая армия в Израиле, Армении. И там введена всеобщая воинская повинность. Крепость армии зависит не от способов ее комплектования, а от ее морального духа, способности победить”, – считает Трапезников.

Таким образом в российском обществе существуют различные взгляды на проблемы призыва и комплектования войск в стране. Реформы, которые проводятся в Вооруженных силах, проходят в условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Видя существующие проблемы и заботясь об обороноспособности страны, руководство РФ понимает важность шагов в направлении сближения интересов общества и государства. И слова президента Владимира Путина подтверждают это. Выступая в апреле с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ, он заявил, что одна из целей реформы в Вооруженных силах – переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву. При этом он отметил, что новую систему комплектования Вооруженных Сил “невозможно провести в один год”. Путин предостерег от “суеты по этому вопросу”. “Работа будет вестись поэтапно, с учетом и финансовых возможностей страны, и интересов национальной безопасности государства”,- отметил глава государства.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ