На днях на заседании правительства министр обороны отрапортовал президенту о том, что повышенные оклады военнослужащие ВС РФ получили полностью. Сергей Иванов, в частности заявил, что “по докладам всех командующих, к 1 августа эти средства не только получены, но и были выданы на руки военнослужащим и гражданским. Никаких задержек нет. Были, конечно, трудности, мы поздно, конечно, направляли средства, но в результате такого ударного труда, прежде всего, военных финансистов, которые работали весь июль в “пожарном режиме”, мы обеспечили выплату всех средств”.
Такое положение вещей, конечно, в целом радует военнослужащих Российской армии. Ведь всего две недели назад они в основном получали деньги только за июнь. И вот Минобороны РФ рапортует о том, что “закрыт” и июль. А это значит, что буквально за несколько дней Минфин перевел на счета военного ведомства не менее 6-8 млрд рублей. Но здесь возникают вопросы.
Как известно, за стабильное финансирование силовых ведомств отвечает в первую очередь Минфин. Благодаря введению казначейской системы в войсках, потоки денежных средств стали прозрачны. И здесь роль Минобороны в распределении средств сведена к минимуму. Но почему-то о состоянии дел с выдачей зарплат военным доложил министр обороны. Он, конечно, отвечает, за то, чтобы выделенные Минфином деньги дошли до военнослужащих, но в целом выдача денег силовикам – это прерогатива Минфина. Если он выделяет МО РФ деньги, то военному ведомству и его министру есть что контролировать и распределять. Если денег нет, или они приходят не вовремя, то тут, конечно, все идет совсем по-другому.
Об этих нюансах, видимо, знает президент. Однако, перед журналистами на заседании правительства он отчитал почему-то одного Сергея Иванова. Оценивая доклад Иванова по поводу перевода средств на выплаты повышенных окладов военнослужащим, он заметил: “Давайте без “пожаров”, у нас есть для этого все необходимые условия. Решение принято давно, средства выделены, никакого героизма не нужно. Нужна слаженная, ритмичная, системная работа по всем направлениям, но прежде всего по вопросам финансирования. То, что сделали, – хорошо. То, что в “пожарном” порядке, – это неправильно”.
Конечно, Владимир Путин, говоря эти слова, подразумевал и Минфин РФ, однако, внешне вышло так, что виноват в “пожарных” методах финансирования войск один Сергей Иванов. Между тем постановление правительства, утвердившее с 1 июля повышенные размеры денежных окладов для военнослужащих, вышло только 28 июня, то есть всего за два дня до начала месяца, с которого государство должно было начать выдавать повышенные оклады. По заявлению заместителя министра обороны Любови Куделиной, исходя из этого, пересчет всех зарплат и окладов для офицеров и прапорщиков по новым показателям был произведет в войсках всего за 2 дня, то есть до конца июня. Это, конечно, была работа, совершенная в “пожарном ритме”. Видимо, это и хотел подчеркнуть Иванов. И, видимо, “пожарный” ритм финансистов продолжался весь июнь. Но почему-то Иванов постеснялся критиковать правительство, и в частности Минфин.
Между тем описанные выше обстоятельства, если их проанализировать, показывают не только бюрократический, громоздкий механизм финансирования войск, но и свидетельствуют о том, что государству на нужды армии по-прежнему не хватает денег. Сергей Иванов заявил, что воспользоваться возможностью отправиться в отпуск, как это положено, за счет Минобороны смогут всего 25-30 процентов военных. Почему Минфин не выделил на это деньги, гадать не приходится. На проблемы с финансированием указывает и то обстоятельство, что министр науки, промышленности и технологий РФ Илья Клебанов на состоявшейся во вторник встрече с президентом страны Владимиром Путиным заявил, что большая часть долгов перед военно-промышленным комплексом (ВПК) силовыми ведомствами России будет погашена в этом году, а остатки этой задолженности переносятся на следующий год.
Помнится, все долги ВПК Клебанов обещал погасить еще в 2001 году, потом это плавно перетекло на 2002 год, и вот теперь речь о долгах оборонщикам будут вести и в 2003 году. У государства есть пока “лишние” деньги. И оно хочет их потратить, в первую очередь, на выплаты долгов другим странам. Суммы эти большие и поэтому армия больше 2,6 % от валового внутреннего продукта вряд ли получит. Между тем в связи с нестабильной экономикой и зависимостью ее от мировых цен на энергоносители, наличие лишних денег в казне РФ всегда будет под вопросом. Если цена на нефть значительно упадет, проблемы с финансированием обороны останутся и в будущем.