Длящийся больше месяца скандал между командующим Черноморским флотом адмиралом Владимиром Комоедовым и главкомом ВМФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым достиг своего апогея. Центральная военно-врачебная комиссия Минобороны РФ подтвердила поставленный ранее Комоедову диагноз: “ограниченно годен к военной службе, не годен к службе в плавсоставе”. И теперь руководство МО РФ должно решить вопрос о дальнейшем прохождении Комоедовым военной службы.
Между тем сам адмирал считает себя совершенно здоровым, а причиной отстранения называет личную неприязнь со стороны главкома. Скандал разрастается, и в него уже вовлечены как судебные инстанции, так и должностные лица, вышестоящие по отношению и к Главкому ВМФ и командующему Черноморским флотом. Как известно назревал он давно и сейчас уже вышел за рамки должностных взаимоотношений.
Официально все началось с того, что 10 июня 2002 года Владимир Куроедов в телефонном разговоре сообщил Владимиру Комоедову о том, что подписал постановление об отстранении последнего от должности по причине слабого здоровья. В ответ 14 июня 2002 года Комоедов подал жалобу в военный суд, требуя признать его отстранение от должности незаконным и недействующим с момента подписания. Зампредседателя Новороссийского гарнизонного военного суда подполковник юстиции Владимир Пчелкин принял жалобу к производству и возбудил гражданское дело. Ответчиком по нему признан главком ВМФ Куроедов. Действие представления главкома об отстранении Комоедова от должности было приостановлено. В 2000 года Владимир Комоедов перенес операцию, и 5 июля 2001 года, по решению медицинской комиссии, был признан ограниченно годным к военной службе.
Основание для обжалования действий своего командира довольно болезненно для адмирала. Он хочет командовать ЧФ, а Главком его намерен по состоянию здоровья освободить от этого. “В свое время безногий Маресьев летал на самолетах и воевал с фашистами, а одноглазый адмирал Нельсон бороздил мировые океаны. Неужели получивший травму Комоедов не сможет командовать флотом? ” – такое мнение WPS высказал ветеран Вооруженных сил генерал-полковник в отставке Николай Кизюн. И с таким мнением при определенных обстоятельствах можно согласиться. Вопросы которые задает генерал, резонны.
Тем более, что ходят разные слухи, почему Комоедова хотят отстранить от должности: мол он не сошелся характерами с Куроедовым. Командующий ЧФ не согласен с руководством ВМФ в вопросах взаиморасчетов российских моряков с Украиной, Куроедов, которому уже под 60 видит в самом молодом командующем флота Комоедове конкурента на должность Главкома ВМФ.
Оставим без комментариев эти слухи. И посмотрим на проблему с точки зрения права. Фактически конфликт, пока вырос на ровном месте. Никаких бумаг к отстранению Комоедова от должности руководство МО РФ не получало. Хотя социальный резонанс от сделанных адмиралом заявлений был очень большой. По большому счету это нонсенс, когда адмирал подает в суд на своего начальника. Это все муссируется в прессе и вопрос из чисто военно-административных отношений перерастает в социально-политический. Создается впечатление, что флот, который должен быть гарантом стабильности и безопасности на морских границах страны, погряз в склоках и ругани. Подрывается принцип единоначалия.
В таких условиях, естественно, пар надо спускать. И, видимо, правильно сделал министр обороны Сергей Иванов, который устами своей пресс-службы объявил о том, что кадровый вопрос с Комоедовым решится в ближайшее время. Между тем вряд ли в министерстве обороны считают, что только глава военного ведомства вправе решать судьбу Комоедова. По Конституции нынешний главком ЧФ может оспорить и решение министра обороны и решение Военно-врачебной комиссии (ВВК). “Мы готовы, к тому, что Комоедов может подать в суд на военных медиков и потребовать независимой военно-врачебной экспертизы. Тогда соберутся ведущие специалисты Минздрава, и вынесут свой вердикт. Но уверен он будет таким же, какое заключение сделала специалисты ВВК. У Комоедова болезнь, которую очень трудно скрыть”, – заявил начальник Центральной военно-врачебной комиссии МО РФ генерал-майор медицинской службы Валерий Куликов. При этом Куликов подчеркнул, что по действующим документам, и по существующему медицинскому диагнозу Комоедова (ограниченно годе к военной службе) министр обороны может оставить его на прежней должности командующего Черноморским флотом. Как говорится будущее покажет. А пока конфликт между адмиралами демонстрирует определенные трудности и проблемы в высших военных эшелонах РФ. В низах хотят более демократических и предсказуемых военно-служебных отношений. Однако, верхи, похоже намерены закручивать гайки.
Один из признаков демократического общества – гражданский контроль над армией. Делается это разными способами, в том числе и путем функционирования при президентских структурах инспектирующих органов и институтов. В том, что в РФ это не так свидетельствует хотя бы тот факт, что 2 июля Президент РФ своим указом создал Военную инспекцию Минобороны РФ, которая как известно раньше существовала при Совбезе. Понятно, что Путин демонстрирует доверие Иванову. Однако в тоже время он своим указом спровоцировал ситуацию, способствующую еще большей закрытости Российской армии. Это, конечно, не на пользу демократии.