Дезертирство в войсках как социальное явление

0:00
0

Российское общество тревожат участившиеся за последнее время случаи дезертирства.

При этом на слуху происшествия, связанные с уходом солдат из частей с оружием в руках, убийствами, воровством. Официально сейчас ни Главная военная прокуратура, ни военное ведомство общие цифры, связанные с дезертирством, не публикуют. Но о масштабах этого явления можно судить хотя бы по открытым данным, попавшим в средства массовой информации. Вот они: только в 2002 году от рук дезертиров погибло 19 человек, более 40 раз фиксировались случаи оставления военнослужащими воинских частей с оружием в руках.

Это факты, связанные с криминальными проявлениями. Хотя дезертирство имеет гораздо более широкие масштабы. Скажем, по данным МВД Северной Осетии, в настоящее время находится в розыске около 78 военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, дислоцированные на территории республики. В Татарстане разыскивают 56 военнослужащих. По данным ответственного секретаря правозащитной организации Союза комитетов солдатских матерей Валентины Мельниковой, за последний год только в московское отделение ее организации обратилось 900 военнослужащих, самовольно покинувших свои воинские части. Мельникова утверждает, что ежегодно самовольно оставляют воинские части до 40 тыс. военнослужащих.

Официальные власти такие цифры не подтверждают и не опровергают, но, по данным Главной военной прокуратуры, в 1992-1990 гг. в розыске числилось не менее 18 тыс. дезертиров. В результате проведения акции “явка с повинной” больше половины из них обратились в органы прокуратуры и были амнистированы. Однако, по мнению многих военачальников и политиков, знающих о реальном состоянии армии и флота, дело здесь к лучшему пока не идет. Солдаты из войск бегут, совершают преступления и таких преступлений становится все больше и больше.

В чем причины самовольного оставления военнослужащими своих воинских частей?

По данным комитетов солдатских матерей, чаще всего на побег солдат толкают неуставные взаимоотношения, тяжелое семейное положение, проблемы со здоровьем. Из 900 солдат-дезертиров, обратившихся в комитет Валентины Мельниковой, 150 человек жаловались на побои, 12 – на пытки, 20 – на вымогательство.

Профессор Военного университета полковник Владимир Попов и адъюнкт этого же военного вуза подполковник Сергей Евенко утверждают, что основную часть дезертиров в армии и на флоте составляют военнослужащие, которые прослужили менее полугода (их 42 процента), 35 % прослужили от 6 месяцев до года. Остальные, 23 % – “старики”. Молодежь бежит из армии в основном по причинам трудностей службы, проблем со здоровьем, от “дедовщины”. На совести же дезертиров-“стариков” наиболее агрессивные и криминальные факты, связанные с убийствами и хищением оружия. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что почти все такие преступления солдаты совершают в состоянии алкогольного опьянения. Это говорит, во-первых, о низком уровне уставного порядка в подразделении, где произошло ЧП, а также о морально-психологической обстановке, которая царит в воинских коллективах.

Проблемы дезертирства военные руководители часто связывают с низким уровнем воспитательной работы, некомплектом в войсках младших офицеров в звене взвод-рота, неумением командиров организовать уставной порядок в подразделениях. “Солдаты бегут подчас от неустроенности, плохих бытовых условий и т.п. Армия, конечно, не детский сад, но проявлять заботу о солдатах офицер должен. Хотя этого порой не происходит”, – вот мнение офицера пресс-службы Минобороны России Вадима Тарасова. При этом он подчеркивает, что именно об этом говорил в своем докладе, подводя итоги зимней боевой учебы в войсках, министр обороны Сергей Иванов. Бывшие генералы-воспитатели, а ныне сенаторы Владимир Кулаков и Александр Калита также указали на эту причину.

Между тем относительно новым явлением стало дезертирство среди солдат-контрактников. Об этом свидетельствует последний случай, связанный с оставлением 8 военнослужащими-миротворцами своего поста в Южной Осетии. Стаж их контрактной службы до совершения побега составлял всего 2 недели. За полгода до увольнения в запас они изъявили желание стать контрактниками. Как сказал заместитель главкома Сухопутных войск генерал-лейтенант Валерий Евневич, солдаты ушли из расположения взвода не по причине “дедовщины”, а чтобы “насолить” своему командиру взвода, который пытался проявлять к солдатам требовательность. Евневич также отметил, что миротворцы-дезертиры не раз нарушали дисциплину и употребляли спиртные напитки. Напрашивается вопрос: зачем таких брать в контрактники?

Большинство контрактников набирают из солдат-призывников. По официальным данным Генштаба ВС РФ, их социальный портрет таков: каждый пятый воспитывался в неполной семье, 22 % имели начальное или общее образование, 5 % состояли на учете в милиции, 10 % имели снятую или условную судимость, 14 % употребляли наркотики или токсические вещества, 7 % злоупотребляли алкоголем. Комментарии здесь излишни.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ