Состоявшееся в минувший четверг выступление президента РФ Владимира Путина с ежегодным посланием к Федеральному Собранию не обошло вниманием, как и в прошлые годы, вопросы военного строительства в России. Впервые за свой двухлетний президентский срок Путин внятно дал понять законодательной власти и обществу, что он хочет сделать в оборонной сфере. Речь его по этому поводу была недолгой и, по оценкам экспертов, неполной, если принимать во внимание обилие проблем в Российской армии. Хотя сам факт того, что продолжение проведения военной реформы Владимир Путин назвал одним из безусловных приоритетов для страны, говорит о его стремлении понять действительно актуальные и насущные задачи государственного строительства.
По сути Путин коснулся двух проблем, которые были в последние месяцы на слуху у российского общества. Он подчеркнул необходимость перехода к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву и предложил работать над созданием достойных социальных условий для военнослужащих и их семей.
Именно эти требования накануне оглашения президентского послания выдвинули представители правых партий и движений, проведя по всей стране ряд акций и манифестаций с призывом ускоренного перехода на контрактный способ комплектования войск и сокращения срока службы по призыву. В своем выступлении Путин дал ясно понять, что призывы правых услышаны. Словно соглашаясь с критикой СПС, что военное руководство тормозит реформы в Российской армии, Путин подчеркнул в своем послании, что “реформа нужна обществу, но прежде всего и самой армии”.
Между тем Путин отметил, что спешки в осуществлении перехода к профессиональной армии, к которой призывают правые, не будет. Аргументируя свою позицию, Путин заявил, что “новую систему комплектования и сокращения сроков службы для призывников невозможно провести в один год”. Но при этом дал понять, что Кремль в этом направлении бездействовать не будет. Он сослался на эксперимент, который министерство обороны начинает в этом году на базе отдельных воинских соединений.
Этот эксперимент, по мнению Путина, “должен практически отработать весь механизм перевода комплектования армии и флота на добровольный принцип”. Президент заявил, что “по результатам эксперимента станет понятно и ясно, как скоро мы сможем перейти на сокращенные сроки службы по призыву”. Хотя подчеркнул, что согласен с правыми о возможности перевода такой службы на “существенно сокращенные сроки”.
Стремясь к объективности, Путин очень трезво и здраво использовал в своем послании не только мнение правой оппозиции, но и огласил свою точку зрения и взгляды Минобороны и Генштаба в вопросах перехода к контрактной армии: “Тянуть с этой реформой нельзя, но и суета по этому вопросу недопустима. Работу будем вести поэтапно с учетом и финансовых возможностей страны и интересов национальной безопасности государства”.
Говоря об этапах перехода к контрактной армии, Путин делает намек на то, что он не намерен повышать уровень военных расходов выше, тех, что определены на 2002 год (2,6% от валового внутреннего продукта – ВВП), акцентируя внимание на финансовых возможностях страны. Хотя в то же время он заявил в Послании, что “при становлении армии нового типа, мобильной и компактной, необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих и их семей. Не должны остаться без внимания государства и те, кто отдал служению родине годы своей жизни и увольняется из Вооруженных Сил”.
Расчеты показывают, что реальное значительное повышение уровня денежного довольствия военнослужащих, скажем, в 2 раза, потребует увеличения военного бюджета на треть. Если не будет значительного роста ВВП страны, то такое увеличение произойдет за счет урезания других статей бюджета. Хотя по большому счету и вопросы комплектования, и вопросы социальной жизни офицеров и прапорщиков стоят для государства в числе первоочередных, но не приоритетных. Опыт развитых стран Европы показывает, что эффективность национальной обороны лишь отчасти зависит от способов комплектования армии и уровня оплаты денежного довольствия военнослужащих.
Главными для военного строительства государства всегда стояли вопросы перевооружения, создания новых видов боевой техники и их внедрение в войска, а также обученности личного состава. Война в Чечне показала, что солдаты срочной службы могут действовать куда эффективней своих сослуживцев-контраткников. Но об этом и многом другом, что влияет на военное строительство в РФ, в Послании Президента Федеральному Собранию не было сказано ни слова.
Глава Минобороны РФ Сергей Иванов, комментируя слова президента о военной реформе, заявил, что не сомневается в том, что для перехода на контрактную основу потребуется несколько лет.
“Те графики, которые я обозначил, будут соблюдаться”, – подчеркнул Иванов.
Однако он обратил внимание на то, что в России уже было несколько попыток по переводу армии на контрактный набор, но они, по словам министра, “не были математически просчитаны до конца” и в конечном итоге провалились. Чтобы этого не произошло в очередной раз в силовых структурах страны и будет проводиться эксперимент по переводу войск на контрактную службу.
Министр также считает, что необходимо создать условия, при которых на контрактную службу будет происходить отбор, а не просто будут “набираться те, кто окажется под рукой”. Еще одним важным моментом в переходе на контрактную службу он считает создание таких условий, при которых контрактника можно будет на этой службе удержать. Одним из главных стимулов, по мнению Сергея Иванова, станет возможность получения контрактником после истечения срока контракта престижного гражданского образования. В этой связи министр напомнил об опыте советских времен, когда молодым людям, отслужившим в армии, предоставлялись льготы при поступлении в престижные гражданские вузы.
Между тем Иванов, говоря о задачах военного строительства, заявил о необходимости начала перевооружения армии. Министр подчеркнул необходимость создания баланса между социальным статусом военнослужащих, их денежным довольствием и техническим состоянием Вооруженных сил. “При этих условиях, даже при нынешнем финансировании ситуация выровняется в ближайшее время, и дела без рывков пойдут в гору”, – подчеркнул Иванов.
Его оптимистическому тону в какой-то степени оппонирует бывший министр обороны маршал Игорь Сергеев. Являясь в настоящий момент помощником президента России по вопросам стратегической стабильности, он считает, что военной реформе требуется расчет и взвешенность.
Маршал Сергеев согласился с президентской оценкой необходимости перехода на профессиональный принцип комплектования армии с одновременным сокращением срока службы военнослужащих по призыву. Но, по его словам, также необходима научно обоснованная программа по техническому перевооружению армии. “С нашим бесшабашным подходом, в частности, в сокращении родов и видов ВС остались в стороне проблемы по их перевооружению”, – сказал Сергеев. По мнению маршала, “мы уже имеем несколько неудачных попыток реформирования вооруженных сил, которые были связаны с организационными и финансовыми просчетами”. В числе приоритетов реформы он также выделил совершенствование разведки, связи, стратегических ядерных сил, а также развитие Космических войск. Но главное во всех реорганизациях это – “взвешенность, трезвый расчет, экономическое обоснование”, подчеркнул Игорь Сергеев. Он упомянул и о необходимости глубокой модернизации уже имеющихся образцов авиационной техники, материальной части ВМФ.
О необходимости перевооружения армии Путин говорил не раз. Он часто и регулярно посещает Министерство обороны РФ, советуясь с генералитетом по тем или иным направлениям военного строительства в России. Однако весьма симптоматично, что в программном документе, которым является Послание Президента, многие проблемы военной реформы остались как бы без внимания главы государства. На фоне оглашенных в Послании революционных планов экономического переустройства страны, военные вопросы выглядят достаточно приземленными, хотя Путин подчеркнул их актуальность по некоторым направлениям. Хотя уже в скором будущем мы реально узнаем об истинных намерениях российского президента.