К вопросу об эффективности военных реформ

0:00
0

На этой неделе подводились итоги деятельности президента и министра обороны. Владимир Путин за двухлетний срок в должности главы государства и Сергей Иванов за прошедший год на посту министра обороны организовали и предприняли попытку провести ряд реформ в оборонной сфере. Что удалось сделать и какие проблемы впереди в области военного строительства? Попробуем ответить на эти вопросы.

Позитивным можно назвать уже то, что в постсоветской России наконец-то начали проводить военные реформы. В январе президент утвердил План строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 годы. В марте 2001 года он подписал указы о новой структуре ВС РФ и назначил новое руководство Минобороны РФ. Главой военного ведомства 28 марта стал его ближайший соратник Сергей Иванов. В октябре обсудил насущные проблемы, связанные с обеспечением безопасности страны в связи с изменившейся после 11 сентября обстановкой в мире. В ноябре участвовал в сборах руководящего состава ВС РФ. Среди мероприятий практического плана, который утвердил президент и которые были осуществлены в 2001 году, можно назвать переход Вооруженных Сил на трехвидовую структуру (Сухопутные войска, ВВС и ВМФ). Ракетные войска стратегического назначения преобразованы в два самостоятельных рода войск – собственно РВСН и Космические войска. К 1 декабря 2001 года завершилось формирование Главного командования Сухопутных войск. В рамках оптимизации военно-административного деления страны с 1 сентября 2001 года произошло слияние Приволжского и Уральского военных округов в единый округ. В течение 2001 года сокращено более 70 тысяч должностей военнослужащих, в том числе – более 25 тысяч должностей офицерского состава и прапорщиков. Развернута работа по реформированию системы подготовки кадров и военного образования, а также оптимизации научно-исследовательских организаций и систем испытательных полигонов Министерства обороны. Практически завершена работа по переходу с 1 января 2002 года на единую систему заказов вооружений и военной техники. Всего же в 2001 году в Вооруженных Силах проведено около 900 организационно-штатных мероприятий.

Какие же проблемы остались? Их несколько. Самая большая – нехватка финансовых средств. Вот уже несколько лет военный бюджет РФ финансируется на уровне 2,6% от валового внутреннего продукта (ВВП). Это небольшой уровень военного финансирования. В СССР военные расходы доходили до 7-11% от ВВП. США в 2002 году намерены потратить на оборону до 3,2% от ВВП. В структуре бюджета по-прежнему основная часть денег тратится на содержание войск и лишь четверть – на их развитие.

Большие денежные средства отнимает финансирование и снабжение материальными ресурсами группировки войск в Чечне. Только на оплату повышенных окладов и так называемых боевых денег требуется до 10 млрд рублей в год. Несмотря на проводимые мероприятия (зачистки, проверку паспортного контроля, уничтожение складов и т.п.) ситуация в Чечне далека от идеальной, каждый день там гибнут военнослужащие и совершаются убийства представителей местных властей и населения, которое начинает поддерживать федералов.

За время своего правления Путин пока лишь единожды поднимал денежное довольствие военнослужащим. А предстоящая после 1 июля 2002 года отмена льгот для офицеров и прапорщиков вызывает у них определенное недовольство. Сейчас трудно предсказать, как повысится жизненный уровень военнослужащих в связи с отменой им льгот по оплате за жилье и компенсаций за подоходный налог. Инфляция, которая за последние 2 года составила более 40%, может “съесть” все те повышения денежных окладов, которые предполагает сделать правительство после 1 июля 2002 года.

Определенные нарекания вызывает у оппозиционно настроенных политиков и военных экспертов внешняя оборонная политика Путина. Скажем, ликвидация военных баз в Лурдесе (Куба) и Камрани (Вьетнам). Непонятную позицию заняла Россия в вопросах подписания с США договора по стратегическим наступательным вооружениям. Официальный Кремль вяло реагирует на развертывание военных баз США и НАТО в Центральной Азии и Закавказье, а также на возможное участие Вашингтона в проведении контртеррористической операции в Панкисском ущелье Грузии.

Многим бывшим генералам не нравится позиция Путина, который поддержал идеи нынешнего начальника Генштаба ВС РФ Анатолия Квашнина о значительном сокращении стратегических ядерных сил (СЯС). Минобороны и Генштаб критикуют за то, что в условиях ограниченных средств они по-прежнему намерены развивать морскую составляющую СЯС. Хотя в условиях нехватки средств многие считают, что необходимо развивать именно наземную составляющую СЯС как наиболее дешевую и в целом эффективную.

Не проведены до конца преобразования по разграничению функций между Министерством обороны и Генеральным штабом. И эти два органа по-прежнему остаются взаимодублирующими, а глава военного ведомства, хотя и является лицом гражданским, по сути, выполняет те же функции, что до него исполнял маршал Игорь Сергеев.

Слабость государства и невысокая развитость его экономики не позволяют России быстро перейти полностью на профессиональную армию. Хотя президент РФ поставил задачу правительству до конца 2003 года разработать Программу поэтапного перехода военной службы на контрактную основу. Минобороны по заданию правительства уже подготовило проект Концепции, на основе которой и будет создана Программа. Хотя и так всем руководителям в РФ ясно, что пока государство не поднимет свою экономику никакой контрактной армии в России не будет.

В России есть также проблемы, связанные с подготовкой закона “Об альтернативной гражданской службе”. Закон этот, с одной стороны, чисто гражданский, с другой – затрагивает очень важные интересы государства, связанные с призывом на военную службу и подготовку мобилизационных резервов. В российском обществе нет единых взглядов на то, каким должен быть закон об АГС. Вот уже более 7 лет этот закон перманентно обсуждается в Госдуме, но никак не может быть принят. На основе указаний президента проект закона об АГС подготовлен в правительстве и должен быть внесен в качестве законодательной инициативы в нижнюю палату парламента.

Таким образом, в оборонном строительстве России остается ряд актуальных проблем. Как намерены их решать Путин и Иванов – покажет будущее. Однако однозначно, что вопросам военной реформы со стороны Кремля будет по-прежнему уделяться большое внимание. В немалой степени это обусловлено расширением НАТО на Восток, а также тем, что США выходят из Договора по ПРО, развертывают свои базы близ границ с Россией и рассматривают ее в будущем как потенциального врага, против которого при определенных обстоятельствах можно применить ядерное оружие.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ