В конце прошлой недели после продолжительной беседы в Кремле с президентом России Владимиром Путиным глава военного ведомства Сергей Иванов собрал журналистов и заявил, что армия не будет платить за электроэнергию там, где тарифы на нее были подняты выше, чем это предусматривалось планами Минфина и правительства. “Речь идет о задолженности Минобороны за энергию за 2001 год, только на Камчатке стоимость электроэнергии возросла на 45%”, – напомнил министр. Такое подорожание, по его словам, “разумеется, не было предусмотрено” в бюджетных ассигнованиях, и у министерства сейчас нет денег на оплату долга. Сергей Иванов отметил, что руководство Минобороны готово обсуждать решение этого вопроса с РАО “ЕЭС России” и экономическим блоком правительства, “но не за счет понижения обороноспособности и уровня боевой подготовки ВС”. Иванов высказался решительно против того, чтобы для погашения долга Тихоокеанского флота, “отнимать” средства у Черноморского или любого другого флота. “Я этого делать не буду, поскольку в таком случае под вопросом окажется обеспечение боеспособности Вооруженных Сил в целом”, – заявил Иванов.
Такое заявление министром сделано не случайно и оно адресовано в большей степени не к руководителям электрохолдинга, а к представителям Минфина, которые “негласно” предлагают военному ведомству залатать дыры по задолженности за электроэнергию за 2001 год “за счет текущих выплат и переброски денег”, выделяемых сейчас Минобороны, с одних статей на другие. Фактически такой своей позицией Иванов поддержал действия военных руководителей в регионах, которые, чтобы не снизить боеспособность своих частей, с оружием в руках охраняют электроподстанции и не дают возможности представителям РАО “ЕЭС России” отключать гарнизоны от электропитания. Одновременно Минобороны направило в правительство письмо, в котором указало на то, что “массовые отключения военных гарнизонов от электропитания могут подорвать национальную безопасность страны”. Ответа пока не получено.
Между тем представители электрохолдинга тоже настроены решительно. По заявлению главы РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса, его ведомство и впредь “будет вынуждено идти на ограничения подачи электроэнергии объектам Министерства обороны до полного урегулирования задолженности”. Хотя, видимо, понимая, что плетью обуха не перешибешь, Чубайс предпринял попытки найти с армией и правительством консенсус. Он позвонил Сергею Иванову и вице-премьеру Алексею Кудрину и предложил в ближайшие дни провести совещание в правительстве РФ с участием представителей Минобороны, Минфина и РАО “ЕЭС” по вопросу оценки текущей ситуации по оплате за электроэнергию со стороны военного ведомства и найти пути скорейшего выхода из сложившейся ситуации. Минфин сейчас, по мнению экспертов, завален деньгами и технически несложно перевести финансовые средства на воинские счета и покрыть задолженности. Однако дело, по словам замминистра обороны Любови Куделиной, в том, что энергетики и Минобороны по-разному оценивают суммы долгов за потребляемую электроэнергию.
Как сообщил журналистам член правления энергохолдинга Андрей Трапезников, общая задолженность Минобороны перед энергетиками составляет не менее 2,6 млрд рублей. Куделина категорически против этой цифры и говорит о том, что в нее энергетики включают и финансовые долги за потребляемую электроэнергию со стороны предприятий оборонной промышленности, хотя они финансируются совсем по другой статье бюджета. Сколько конкретно должно Минобороны РФ РАО “ЕЭС”, Куделина не сказала, подчеркнув, что необходимо здесь все тщательно пересчитать и лишь потом платить долги.
Пока не известно, сколь долго продлятся такие подсчеты и удовлетворят ли они энергетиков. Но, не исключено, что проблемы между армией и энергетиками не будут решены еще долго. В стране обкатывается новый механизм уплаты налогов и январь показал, что механизм этот еще далек от совершенства. По новым правилам, предприятия (в том числе и энергетики) должны платить налоги в госказну с 20 по 30 числа каждого месяца. Но в январе в этот промежуток времени от многих воинских частей денег не поступило. Дело в том, что Минфин перечислил Минобороны деньги за пользование электроэнергией и теплом только 24 января и всего лишь половину потребного.
Налоговики “давят” на энергетиков, энергетики на военных, а деньги выделяет Минфин. Здесь, видимо, нетрудно догадаться, кто виноват…