После обращения президента Молдавии к российскому руководству с просьбой повлиять на непризнанную Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР) и побудить ее к объединению, ситуация в регионе вновь обострилась. По данным военных источников, власти Тирасполя срывают реализацию достигнутых в ноябре прошлого года договоренностей по вывозу в Россию военной техники, боеприпасов и другого имущества бывшей 14-й армии – ныне Оперативной группы российских войск в Приднестровье (ОГРВП).
Как заявил на днях командующий ОГРВП генерал-лейтенант Валерий Евневич, “срыв выполнения графика вывоза в Россию военного имущества обусловлен позицией тираспольских властей”.
По его словам, “согласно договоренности, мы частично уже передали приднестровской стороне узлы и агрегаты военной техники, пригодные для использования в хозяйственной сфере”. “Оставшаяся часть имущества, – отметил генерал, – определенного в качестве компенсации за выведенные в Россию четыре эшелона, погружена на автомашины и готова к немедленной доставке в места, указанные приднестровской стороной”.
“Однако власти Тирасполя тянут с приемом этого имущества, – заявил Евневич. – Сегодня они пытаются толковать соглашение иначе, чем это было предусмотрено в момент подписания, утверждая, что им “нужно воевать” и в связи с этим требуется другое имущество”. Командование ОГРВП, подчеркнул Евневич, “неукоснительно выполняет приказы министра обороны и начальника Генштаба Вооруженных сил России, и никогда не пойдет на передачу Тирасполю военного имущества, не предусмотренного соглашением”. Евневич сообщил, что по указанию властей Приднестровья его не пропустили на территорию складов с российским военным имуществом и боеприпасами. “Когда я во главе группы офицеров штаба ОГРВП прибыл для проверки состояния объекта, элементов охраны и обороны, на приднестровском блокпосту у меня потребовали документы, а машины заставили предъявлять к досмотру. Мое замечание, что командующий ОГРВП не подлежит досмотру, приднестровские военнослужащие оставили без внимания. При этом присутствовал начальник УВД Рыбницкого района Приднестровья”.
Между тем представители ПМР ситуацию объясняют по-другому. Как сообщил начальник промышленного комплекса Приднестровья Вячеслав Сапронов, приостановка вывоза вызвана тем, что “российская сторона не выполнила взятые на себя обязательства по передаче Приднестровью части военного имущества”. Сапронов напомнил, что соглашением между Москвой и Тирасполем от ноября 2001 года предусмотрена передача Приднестровью узлов и агрегатов военной техники, пригодных для использования в хозяйственной сфере. Однако полностью получена компенсация только за первые три эшелона с военным имуществом, которые ушли в Россию. “За четвертый эшелон мы получили от командования ОГРВП лишь 43 % узлов и агрегатов, предусмотренных соглашением, и были вынуждены приостановить отправку новых эшелонов”, – отметил Сапронов. Руководитель промышленного комплекса Приднестровья выразил надежду, что переговоры, проведенные на минувшей неделе в Тирасполе с заместителем начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенантом Геннадием Баевым, “позволят быстро урегулировать конфликт”. Между тем, как сообщили источники в ОГРВП, власти ПМР вряд ли в ближайшем будущем пропустят новые эшелоны с боеприпасами в Россию, так как они собираются добиться от ее руководства передачи ПМР, кроме агрегатов и корпусов, утилизированных БТР, БМП и танков. Их они намереваются восстановить на своих промышленных предприятиях. Россия категорически против этого.
Таким образом, вряд ли в ближайшее время возобновится отправка из Приднестровья в Россию боеприпасов, хранящихся на складах дислоцированной там Оперативной группы российских войск.
Как известно, договоренности об этом были достигнуты еще в прошлом году, когда начальник Тыла ВС РФ Владимир Исаков подписал с правительством непризнанной республики протокол об условиях вывоза боеприпасов из региона. После подписания документа из ОГВРП было вывезено три эшелона с ракетами от РСЗО “Ураган”, снарядами и другими боеприпасами. Однако четвертый эшелон с боеприпасами, подготовленный для отправки, “застрял”.
В обмен на разрешение вывезти боеприпасы, Москва, как известно, корме предоставления ПМР запчастей от ВВТ, обязалась заплатить 100 млн долл., правда не живыми деньгами, а в счет компенсации и задолженностей за поставляемый в регион газ.
Как уже было заявлено Евневичем и подтверждается другими наблюдателями, переданные Тирасполю остатки военной техники, видимо, будут использоваться и в военных целях. В Приднестровье достаточно промышленных мощностей, на которых утилизированные боевые машины можно вновь восстановить. Непризнанная Приднестровская Молдавская республика, как известно, пока не намерена объединяться с Молдавией, и, по заявлению ее лидеров, готова защищать свой суверенитет.
Между тем для России этот фактор уже не имеет такого значения, который он имел 10 лет назад в разгар приднестровско-молдавского конфликта. Несмотря на то, что противоречия здесь не устранены, Москва обещала ОБСЕ вывести свои войска из региона до конца 2002 года. При этом свою военную технику и вооружения, дислоцированные в ОГРВП, согласно Стамбульским соглашениям она уничтожила уже к концу 2001 года. Хотя по заключительному акту Конференции государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе РФ имела право ее не только уничтожать, но и вывести в Россию. Но ей этого власти ПМР не дали сделать. Лишь небольшое количество военной техники, преимущественно инженерной, было доставлено в Россию. А современные танки и БМП (всего 364 ед.) пошли под нож.
России, чтобы выполнить обязательства перед ОБСЕ, пришлось пожертвовать частью своего военного потенциала. Более благоприятное положение складывается с боеприпасами. Всего на складах ОГРВП их находится порядка 42 тыс. тонн. Более половины из них (которые относительно новые и крайне нужны, скажем, на Северном Кавказе) Россия должна вывезти на свою территорию, остальные – уничтожить на месте. Благо в этом деле РФ помогают ОБСЕ и ЕС.
Между тем остается непонятным, кто после ликвидации ОГВРП и российских миротворцев будет обеспечивать в Приднестровье порядок. Ведь конфликт не улажен, и Тирасполь по-прежнему не хочет идти на сближение с Кишиневом. Так или иначе, эта проблема, видимо, еще встанет перед мировым сообществом и Россией. А пока командующий Ограниченным контингентом российских войск в Приднестровье генерал-лейтенант Валерий Евневич назначен заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками по миротворческим силам. Теперь он будет курировать миротворческую миссию Сухопутных войск не только в Приднестровье, но и в Боснии и Герцеговине, Косово, Таджикистане, зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Вместо генерала Евневича на должность командующего ОГРВП назначен начальник штаба этого контингента генерал-майор Борис Сергеев.