Начало января в Чечне ознаменовано важными событиями.
Во-первых, завершен плановый вывод избыточных войск с территории республики. Об этом 10 января заявил журналистам начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин.
По его словам, в настоящее время в Чечне находятся 42-я гвардейская мотострелковая дивизия, расквартированная там на постоянной основе, а также часть сил и средств Северо-Кавказского военного округа, группировка Воздушно-десантных войск РФ и военные комендатуры. По данным министра обороны Сергея Иванова, в республике сейчас имеется 36 тысяч военнослужащих (Для сравнения – в марте 2001 года, когда собственно и начался процесс уменьшения количества федеральных войск в Чечне, численность группировки составляла до 80 тыс. военнослужащих).
Во-вторых, успешно завершен целый комплекс мер по ликвидации боевиков. Операции проводились с середины декабря в таких населенных пунктах, как Аргун, Старые Атаги и Цоцен-Юрт. По словам помощника президента Сергея Ястржембского, “адресность их в Чечне существенно возросла”. “Мы подтолкнули боевиков выйти из Аргуна и рассредоточиться в других населенных пунктах, чтобы нанести адресный удар, что повлияло на эффективность спецоперации”, – отметил он. По его словам, в Аргуне убито 92 боевика, задержано 27. Потери федеральных сил – 5 военнослужащих погибли, 24 ранены.
В-третьих, федеральный центр окончательно разорвал свои отношения с Масхадовым. Об этом на днях заявил заместитель полпреда в Южном федеральном округе Николай Бритвин. Он назвал состоявшиеся контакты с Масхадовым неэффективными и подчеркнул, что “условия, на которых настаивают эмиссары Масхадова, неприемлемы для России”. Военные обращают внимание на то, что, хотя Масхадов и выступил с критикой своих прежних соратников – Шамиля Басаева, Мовлади Удугова и других – и обвинил их в развале Чечни, в то же время он не ставит под сомнение необходимость вооруженной борьбы с федеральными силами и сетует только на то, что разногласия между лидерами боевиков привели к поражениям в боях с российской армией.
Между тем, по мнению Анатолия Квашнина, начавшиеся месяц назад переговоры были изначально обречены на неудачу. Квашнин уверяет, что в Чечне налаживается мирная жизнь и там не осталось крупных бандформирований, которые к весне будут полностью разгромлены.
Таким образом, федеральные силы в Чечне демонстрируют высокую степень своей боеготовности. Конечно, это требует жертв. За время антитеррористической операции на Северном Кавказе вооруженные силы потеряли 2 тысячи 355 человек убитыми и более 6 тысяч человек ранеными. По словам министра обороны Сергея Иванова, такое количество военнослужащих Минобороны России погибло и пострадало за период с 1 августа 1999 года по 25 декабря 2001 года.
На 28 мая 2001 года цифра погибших составляла 2 тысячи 26 человек. Таким образом, начиная с мая прошлого года, ежемесячно в Чечне погибало до 50 человек. Это очень большие потери. Для сравнения – за 3 месяца ведения боевых действий в Афганистане США потеряли только 6 человек.
Между тем США в афганскую операцию ежемесячно вкладывают до 2 млрд долларов. Это равно почти четверти всего российского военного бюджета на 2002 год. То есть в Чечне тратится на порядок меньше средств, чем США расходуют в Афганистане.
По планам российского командования, спецоперации в Чечне должны завершиться к началу весны.
К этому времени планируется вывести Воздушно-десантные войска, а также войска СКВО, дислоцированные в республике не на постоянной основе. Таким образом, если остатки боевиков будут добиты через полгода, численность группировки войск в Чеченской Республике может составить 20-25 тыс. военнослужащих.