Проблема комплектования российской армии, похоже, выходит сегодня на первый план. Многие военные эксперты признают, что нынешняя призывная и контрактная системы укомплектования войск находятся в глубоком кризисе, что делает почти невозможным качественное пополнение армии и других силовых структур страны молодыми военнослужащими. Ситуация усугубляется тем, что в 2005-2007 гг. в стране ожидается демографический спад и количество призывного контингента значительно понизится, что при существующих отсрочках от службы в армии отрицательным образом скажется на укомплектованности войск. В виду отсутствия призывных ресурсов она может упасть до 50-60 %.
Как решить эту проблему? В правительстве, обществе и военном ведомстве нет единых взглядов по этому поводу. Скажем, лидеры фракции СПС Борис Немцов, Егор Гайдар и другие считают, что уже с 2003 года срок службы по призыву можно сократить до 6 месяцев. Они будут составлять мобилизационный резерв, а основу армии составят контрактники, срок службы которых будет значительно выше. Представители СПС считают, что при уровне денежного довольствия контрактника в 3,5 тыс. рублей, возможно, будет уже через 2 года укомплектовать российскую армию военными профессионалами.
С такими предложениями СПС не согласны представители Генерального штаба и Минобороны; они считают нереальным быстрый переход большей части армии на контрактную основу и называют временные рамки поэтапного перехода армии на профессиональную основу в интервале от 2004 года до 2010 года. Министр обороны России Сергей Иванов исключил возможность создания профессиональной армии в ближайшие два года, как это предлагают демократы-политики. По мнению министра, переход на контрактную основу потребует значительных финансовых средств и серьезного изменения системы военного образования и подготовки офицеров. Министр обороны, ссылаясь на десятилетний опыт перехода на профессиональные рельсы американской армии, полагает, что и в России этот процесс не должен быть резким и одномоментным.
Представитель Генштаба ВС РФ генерал-майор Валерий Астанин считает, что при сумме денежного довольствия для контрактника в 3,5 тыс. рублей, офицер должен получать 6-10 тыс. Это потребует почти удвоения военного бюджета, что для нынешней экономической ситуации в стране просто нереально.
Фактически с мнением представителей Минобороны и Генштаба солидарен и премьер Касьянов, который заявил 21 декабря 2001 года, что конкретные действия по переводу армии на контрактную основу “могут быть предприняты не ранее 2004 года”. По словам премьера, заявленные цели подразумевают выделение больших финансовых средств, это необходимо сделать и быть уверенными, что “они уйдут не впустую”. При этом председатель правительства России не исключил, что срок службы в вооруженных силах будет сокращен до 1-1,5 лет, но никак не до 6 месяцев, как это предлагает СПС. Общие подходы к созданию профессиональной армии будут сформированы только к марту 2002 года, когда конкретно начнется разрабатываться Федеральная целевая программа поэтапного перевода армии на контрактную основу. Хотя уже сейчас правительство считает, что российская армия должна состоять из двух составляющих: войск постоянной боевой готовности для выполнения задач в мирное время и мобилизационного резерва, включающего в себя военнослужащих запаса и молодежь, пополняющую его.
Аналогичную структуру будущих ВС РФ предлагают и СПС, а также президент Академии военных наук генерал армии Махмуд Гареев. В предложениях Гареева есть и особенности. С его мнением можно считаться, поскольку данный военачальник является доктором военных и исторических наук. Он долгое время возглавлял Главное оперативное управление Генштаба ВС СССР. В 1991 году в должности заместителя начальника Генерального штаба уволился в запас, а сейчас является советником министра обороны России.
Гареев намерен предложить собственную концепцию перевода вооруженных сил страны на профессиональную основу. Свои предложения он уже направил правительству и в Генеральный штаб. По его признанию, эта концепция отлична от той, которую сейчас разрабатывает Генштаб, считающий что укомплектовать армию контрактниками возможно лишь к 2010 году. Эта концепция также не совпадает с идеями, которые озвучивали недавно лидеры “Союза правых сил” и “Яблока”, которые уверены, что профессиональную армию можно создать уже через 2-3 года. Гареев считает, что это можно сделать за 5-6 лет. По его мнению, в систему укомплектования вооруженных сил России целесообразно внести следующие изменения:
1. Прежде всего, выделить основную, регулярную, часть вооруженных сил, предназначенную для немедленного выполнения боевых задач. Именно эту часть он предлагает в течение 5-6 лет поэтапно полностью перевести на контрактную систему.
2. Одновременно он предлагает сохранить систему призыва. По его мнению, призыв надо не только сохранить, но и расширить, то есть отменить необоснованные отсрочки от призыва в армию. Но сроки службы необходимо сократить с 2 лет вначале до 1-1,5 лет, а впоследствии, если будет возможно, до 6-8 месяцев. Военнослужащие, призванные для прохождения срочной службы, должны войти в так называемую переменную часть вооруженных сил, состоящую из сети учебных центров, где будут проходить военное обучение призывники. По данным социологических опросов, при соответствующем материальном стимулировании после окончания срока обучения в учебном центре примерно половина из них может пойти на контрактную службу. Другая часть, приобретя военную специальность, уволится в запас и пополнит мобилизационный резерв. Остальную, недостающую часть контрактников, считает Гареев, необходимо набирать посредством вербовки лиц, ранее прошедших военную службу.
Гареев не согласен с Генштабом, который предлагает иметь лишь 40-50 % сержантов (старшин), проходящих службу по контракту. По его мнению, эта категория вся должна состоять из лиц, которые проходят службу в армии на профессиональной основе. Их подготовку Гареев предлагает осуществлять в специальных одногодичных школах. Реализация приведенных выше мероприятий, по мнению президента Академии военных наук, будет возможна только при адекватном финансировании военного бюджета. По его мнению, на оборону необходимо выделять не менее 3,5 % от ВВП (сейчас на эти цели выделяется 2,6 % от ВВП).
Таким образом, в российском обществе пока нет единых взглядов на перспективы формирования профессиональной армии. Однако стороны однозначно оценивают то обстоятельство, что на это необходимо выделять большие суммы денег. Хотя никто пока не привел точных расчетов. Как заявила заместитель министра обороны Любовь Куделина, в настоящее время создана и уже функционирует рабочая группа “по финансово-экономическому обоснованию перехода вооруженных сил на контрактную основу”. К весне 2002 года, когда правительство России будет рассматривать вопрос о контрактной службе, эта рабочая группа должна представить результаты своей работы. К этому времени должен быть представлен анализ и расчеты потребности войск на 2003 год и долгосрочную перспективу. При этом Любовь Куделина подчеркнула, что первые средства на переход вооруженных сил на контрактную службу планируется заложить в бюджет Минобороны уже в будущем году.