Интересы России и США в Центральной Азии, возможно, будут реализованы на основе консенсуса

0:00
0

Как отмечают информированные источники в Ташкенте, на фоне активных авиаударов США по позициям талибов и сухопутных боев против них Северного альянса Вашингтон проводит интенсивные консультации, связанные с послевоенным устройством Афганистана. К этому диалогу подключены Узбекистан и Пакистан. При этом США используют экономические рычаги давления на эти страны.

Для того чтобы иметь возможность наносить удары по Афганистану, Вашингтон, по некоторым данным, простил Исламабаду тридцатимиллиардный долг, а также намерен оказать крупную экономическую помощь. То же самое касается и Узбекистана. 12 октября было обнародовано соглашение между Узбекистаном и Соединенными Штатами, согласно которому американцам официально предоставляется возможность пользоваться базами на узбекской территории, а они взамен обещают позаботиться о безопасности этой страны и направить в нее крупные инвестиции.

Также сообщалось, что аэродром военно-воздушных сил США Ханабад в Узбекистане, находящаяся в 200 км от границы с Афганистаном, уже стал опорной базой для США в ходе проведения военной операции против террористов и режима талибов.

По некоторым данным, в настоящий момент на этой базе размещены более 2 тыс солдат 10-й горнострелковой дивизии США. Именно эту базу в качестве “точки подскока” используют группы американского и британского спецназа для проведения операций на территории Афганистана.

Официальный Ташкент не раз опровергал подобную информацию. В частности, это сделал пресс-секретарь президента Узбекистана Рустам Джумаев. Он, комментируя сообщение американского журнала “Тайм” о том, что Узбекистан и США якобы подписали соглашение, разрешающее долгосрочное присутствие американских войск и самолетов на узбекской территории, заявил, что в Узбекистане “нет никаких других американских воинских подразделений за исключением обслуживающего персонала аэродрома, предоставленного США для осуществления гуманитарных целей и поисково-спасательных работ”. Численность же американского обслуживающего персонала аэродрома “не превышает трехзначной цифры”.

Между тем независимые источники подтверждают наличие в Узбекистане сил специального назначения США в количестве не меньшем, чем 2 тыс. человек. Американские командос совместно с узбекскими отрядами спецназа готовятся провести точечные операции на территории Афганистана и уничтожить базы террористов вблизи узбекской границы. Эту информацию Ташкент опровергает по двум причинам: во-первых, из-за соображений секретности, а во-вторых, потому что не хочет портить отношения с Москвой, которая крайне недовольна развивающимися военными связями Узбекистана и США.

Директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что президент Узбекистана Ислам Каримов никогда не ориентировался на Россию: “Достаточно вспомнить, что в ООН Узбекистан всегда голосовал солидарно с США и Израилем”. По словам Затулина, до сих пор наблюдалось формальное участие Узбекистана в СНГ, “да и то со многими оговорками и до тех пор, пока никаких решений не принималось”. Со стороны России, считает директор Института стран СНГ, не раз делались попытки привлечь Узбекистан к большему участию в делах Содружества. Но они были неудачны, “как по нашей вине, так и по вине Каримова”. В то же время, заметил Затулин, “может и не стоит говорить о вине, говорить надо о выборе”. “Президент Каримов считал, что большие гарантии для него на Западе, а потому Узбекистан ничего и не менял в своей ориентации, он как проводил, так и проводит свою политику, смысл которой – “как можно меньше российского влияния, как можно больше тех, кто в регионе не представлен”, – отметил Затулин.

Проводя прозападную политику, Узбекистан стремится к лидерству не только на постсоветском пространстве в Центральной Азии, но и в Афганистане. Сейчас Ташкент при посредничестве США ведет торг с Исламабадом о придании северным (особенно узбекским) провинциям Афганистана наибольшей автономии, как это было несколько лет назад, когда Рашид Дустум был фактическим хозяином провинций Саманган и Балх. Пуштунские лидеры категорически против такого раскроя страны, как и против захвата Северным альянсом Кабула.

Видимо не понравится это и России, которая против усиления влияния США на постсоветском пространстве и в Афганистане. На сегодняшний день Москвой ставится задача укрепления российских войск в Таджикистане и перевода отрядов моджахедов Северного альянса в регулярную армию. Ближайшая цель действий в связи с этим состоит в том, чтобы отряды генералы Фахима захватили как можно больше территории Афганистана. Не исключена поддержка их с воздуха таджикской авиацией (США с воздуха поддерживают лишь войска узбекского генерала Дустума). Эксперты Кремля, видимо, будут рекомендовать Путину отстаивать идею целостности страны со значительным влиянием таджикского лобби в его коалиционном правительстве.

Российский президент сейчас активно готовится к саммиту стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 20-21 октября в Шанхае. Не исключено, что Путин на двусторонних встречах с президентом США, председателем КНР и премьер-министром Японии поставит вопрос о более открытом рассмотрении проблем антитеррористической операции в Афганистане и обсуждении вопросов послевоенного устройства страны с учетом мнения всех заинтересованных в этом сторон.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ