Похоже, что конфликтная ситуация на Каспии, связанная с неопределенностью его правового статуса, переходит в военную фазу. Примером тому стали действия Иранских ВМС по отношению к гражданским кораблям Азербайджана. Как известно, 23 июля иранский военный самолет кружил над азербайджанскими судами “Геофизик-3” и “Алиф Гаджиев”, а иранский военный корабль, приблизившись к ним, потребовал отплыть на пять миль на север. 29 июля военный самолет иранских ВВС вновь совершил облет акватории Каспия. По версии азербайджанских военных экспертов, двигаясь со скоростью 500 км/час на высоте 200 метров, воздушное судно могло совершать фотосъемку месторождений Алов-Шарг-Араз, на разработку которых претендует иранская сторона. После облета этой территории самолет попытался сделать маневр в сторону Баку, однако через несколько минут без всяких предупреждений покинул воздушное пространство Азербайджана.
Месторождения Араз-Алов-Шарг Азербайджан разрабатывает вместе с английскими нефтяными фирмами. Эти еще не разведанные месторождения расположены в центральной части Каспия в 50-80 км к северу от линии Астара-Гасанкули, которая являлась ранее морской границей СССР и ИРИ. Между тем эти месторождения Иран тоже считает своими.
Иран демонстрирует силу и это настораживает. По сути иранские ВМС являются на Каспии вторыми по величине после российской военно-морской флотилии. Согласно договорам между царской Россией и Персией, а также Ираном и СССР, Тегерану было запрещено держать военно-морские силы на Каспии. Однако после развала СССР Иран уже считает себя свободным от ранее заключенных договоров. Самый крупный иранский порт на Каспии – Энзели, но и другие порты (Ноушехер, Бендер-Торкмен, Бабольсер) в перспективе могут быть использованы в военно-стратегических целях. Их обустройство и создание надежной военной инфраструктуры не потребуют много времени.
По имеющейся информации, военно-морское ведомство Ирана планирует создание на Каспии оперативно-тактического объединения – эскадры, с целью осуществления в случае необходимости военных действий в определенных районах моря. Согласно проекту в состав эскадры войдут несколько дивизий (или бригад) и отдельных дивизионов надводных и подводных плавсредств, а также суда и войсковые подразделения обеспечения (морская авиация, пехота). Закупка Ираном у России в декабре 1995 года подводной лодки “Варшавянка” (размещена в Персидском заливе), подготовка в военно-морской базе Балтийск (Россия) офицеров для иранских ВМС, углубленное сотрудничество в других военных областях – все это свидетельствует о серьезных намерениях Тегерана обеспечивать свою безопасность, в том числе и военными методами.
На этом фоне весьма острым также выглядит конфликт между Азербайджаном и Туркменией. Так, Ашхабад считает, что месторождения “Осман” и “Хазар” (в азербайджанском варианте “Чираг” и “Азери”), “Алтын Асыр” (в азербайджанском варианте “Шарг”) захвачены Азербайджаном. Недавние переговоры не увенчались успехом и Ашхабад заявил, что будет отстаивать свои позиции всеми доступными способами.
Как известно, официально Туркмения не имеет своих военно-морских сил. Однако, по открытым данным, Туркменистан закупил недавно 20 быстроходных судов на Украине. Половину этой партии составили сорокатонные корабли, снаряженные крупнокалиберными пулеметами. Кроме этого в Туркмении после распада СССР осталась самая крупная в Центральной Азии авиационная группировка. И были случаи, когда военные вертолеты Туркменских ВВС облетывали спорные с Азербайджаном территории.
В отличие от Туркмении, Азербайджан имеет свои ВМС. Вплоть до 1992 года в Баку размещался Штаб Каспийской флотилии СССР. В результате раздела Каспийской флотилии в 1992 году Азербайджан получил около 25% надводных кораблей и значительную часть инфраструктуры. Однако этому предшествовал демонтаж и вывоз в Россию ценного оборудования и части вооружений. Большая часть отошедших к Азербайджану кораблей и инфраструктуры оказалась в плохом состоянии. Тем не менее, более чем вековой опыт базирования Каспийской флотилии и наличие мощной военной инфраструктуры позволяют считать Баку, наряду с Астраханью, крупнейшей военно-морской базой на Каспии.
Таким образом, конфликтующие стороны имеют военный потенциал для ведения возможных военных действий. Кроме вышеназванных стран свой военный потенциал на Каспии наращивают Россия и Казахстан.
Военным ведомством РФ Каспий включен в “Кавказский сектор” границы (пространство от Черного до Каспийского моря). Оборона этого региона поручена Каспийской флотилии (КФ), Волжскому речному флоту, частям береговой охраны, авиации, ПВО и погранчастям. После официального раздела в 1992 г. Каспийской флотилии между Москвой и Баку 75% надводных кораблей с личным составом отошли России. При этом по 25% отводились Казахстану и Туркменистану, но они “отказались” в пользу Москвы. Все полученное от раздела было перебазировано в Астрахань, где разместился новый штаб российской КФ.
Численный состав КФ не превышает 20000 человек, включая и личный состав береговых баз. На данный момент флотилия располагает несколькими дивизионами сторожевых кораблей, минными тральщиками, кораблями воздушного наблюдения, боевыми и вспомогательными судами различных классов, ракетными и десантными катерами на воздушной подушке, судами обеспечения и необходимой инфраструктурой. С перебазированием КФ началось обустройство порта и военной базы, укрепление береговой инфраструктуры. На судоремонтных верфях Астрахани ведется ремонтно-восстановительная работа. Корабли флотилии имеют в целом малые боевые возможности и относятся к 3-му и 4-му рангу.
Планируется укрепление флотилии кораблями высокого ранга. Налажено взаимодействие авиации Северокавказского военного округа с КФ. Вблизи Каспийска (Дагестан) создан военный аэродром для приема всех типов летательных аппаратов. Это позволяет эффективно использовать авиацию с кораблями флота и соединением ПВО округа. Морская авиация КФ пополнилась также самолетами-амфибиями, патрульными, корабельно-противолодочными вертолетами Ка-25 и Ка-27. Есть гидрографическая служба. Сформирована бригада морской пехоты.
На островах Чечень и Тюлений (вблизи Дагестана) размещены военные службы, обеспечивающие судоходство с прикаспийскими странами. По соглашению от 1992 года между Россией и Украиной по разделу Черноморского флота, морские части (в основном, пограничные и подразделения береговой охраны), подпадающие под сокращение, перебазированы в Астрахань. Туда же с целью усиления Каспийской флотилии предусмотрена переброска и тыловых частей.
Каспийская флотилия тесно взаимодействует с подразделениями Кавказского особого пограничного округа. В настоящее время совместно разработана специальная программа с целью усиления боевых возможностей береговых подразделений военных моряков и пограничников. В рамках ее создан новый образец мобильной, береговой артиллерийской установки “Берег”, которая в сейчас поступает в войска.
Наращивает количество своих военных судов на Каспии и Казахстан. Как таковых ВМС в Казахстане пока нет. Функции по охране каспийской зоны поначалу взял на себя таможенный комитет республики. С 12 января 1998 года весь морской шельф в пределах национальной границы стал зоной действия специально созданной службы оперативного реагирования “Барс”. Между тем с 2000 года на Каспии действуют Силы охраны государственной границы, которые организационно входят в состав ВС РК. Они объединяют Пограничные войска и Силы береговой охраны. Об общем численном составе СОГГ не сообщается. Это связано с тем, что пограничные и военно-морские войска только формируются.
Личный состав ВМС страны, дислоцированных в основном на Каспии и вошедших с ноября 1997 г. в состав СОГГ, достигает 3 тыс. человек, вооружение – 10 катеров береговой охраны и 2 малых гидрографических катера, 3 вертолета Ми-8 и 6 Ми-2). Они базируются в портах Актау и Атырау, на востоке и севере Каспия. По договоренности между минобороны России и Казахстана (январь 1996 г.) республике передано 5 судов для развития его береговых сил охраны. Россия обязалась также оказать помощь в закупке судов, обследовании береговой инфраструктуры и ее модернизации. Заключены договоры о подготовке морских кадров в военно-морских вузах России, Турции, Украины.
ВМС ВС РК во многом сформированы благодаря помощи не только РФ, но США и Турции. Так, во время июльского 2001 года официального визита казахстанской военной делегации во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Казахстана генерал-полковником Алибеком Касымовым в Турцию на военно-морской базе в городе Гельджюке турецкая сторона передала в подарок Вооруженным силам Казахстана еще один патрульный катер.
Таким образом, милитаризация Каспия и неопределенность его правового статуса создает предпосылки для конфликтных ситуаций, в том числе и с применением вооружений. Это говорит о том, что намеченный в Ашхабаде на октябрь саммит прикаспийских государств должен состояться и решить важные проблемы, связанные с обеспечением безопасности на море. Определить же зоны на Каспии, которые будут контролировать те или иные государства будет весьма проблематично. Однако диалог по этому поводу давно назрел.