Как и ожидалось большинством наблюдателей, вывод российских войск из Гудауты, где до недавнего времени существовала их военная база, вызвал массовые протесты жителей Абхазии. Колонны 10-го парашютно-десантного полка (ПДП) ВДВ были блокированы на прошлой неделе населением на выходе из военного аэродрома Бомборы. При этом российские войска не проявляли никакой активности, чтобы начать марш в сторону Сочи. Более того, по приказу военного руководства, вывод личного состава и техники из российской военной базы в Гудауте был и вовсе официально приостановлен и солдаты вернулись на зимние квартиры. Заместитель Командующего ВДВ по миротворческим проблемам генерал-лейтенант Александр Попов при этом заявил, что силой десантников отправлять из Абхазии в Россию никто не будет.
10-й полк ВДВ в Гудауте насчитывает 1100 военнослужащих. Из этого количества только 300 человек покинут Абхазию, а остальные, по замыслу российских военных, должны остаться. Они войдут в состав российской миротворческой группировки, которая выполняет сейчас задачи по разъединению противоборствующих сторон в Кодорском ущелье на административной границе Грузии и Абхазии.
На базе 10 ПДП ВДВ Москва предлагает сформировать реабилитационный центр миротворцев. Тбилиси от такой идеи пока отказывается, желая полностью демилитаризировать военный стратегический аэродром в Гудауте.
При этом абхазская сторона выступает за то, чтобы российские войска оставались в Гудауте на постоянной основе как можно дольше, чем собственно и были вызваны недавние массовые протесты.
Данный факт уже вызвал большой резонанс среди российских и грузинских политиков и военных. Удивляться есть чему. На Минском саммите глав государств СНГ президент РФ Владимир Путин и глава МИДа РФ Игорь Иванов подтвердили стамбульские обязательства Москвы об окончательной ликвидации до 1 июля двух российских военных баз в Грузии. Гудаутская военная база – в их числе. Между тем вывод войск из Гудауты, как мы видим, задерживается.
Но это не спасает Москву от критики патриотов и грузинских радикалов.
Массовые митинги в Абхазии, на которых жители непризнанной республики, в том числе русские, протестовали против ликвидации базы, российские патриоты объяснили отсутствием у Кремля конкретных целей в Закавказье.
“Возможно, жители Абхазии понимают интересы России лучше, чем руководство российской делегации на переговорном процессе с Тбилиси во главе с вице-премьером Ильей Клебановым, которое продолжает линию Шеварднадзе и Козырева по сдаче российских геополитических позиций на постсоветском пространстве”, – так считает находящийся в Сухуми директор Института стран СНГ Константин Затулин.
С другой стороны, Председатель комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Георгий Барамидзе расценивает выступления населения Абхазии против вывода из Гудаута российской военной базы как попытку саботажа решений стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года.
Как заявил Георгий Барамидзе 9 июня журналистам, эти выступления организованы абхазскими сепаратистами и согласованы с Россией. Если процесс вывода дислоцированной в Гудауте российской военной базы будет стопориться, то на это соответствующим образом прореагируют международные организации, отметил он.
Таким образом, российско-грузинские противоречия вновь обостряются. На этом фоне достаточно контрастными выглядят контакты Тбилиси со странами НАТО, в первую очередь, с США и Турцией.
20-25 мая в американском штате Джорджия состоялась третья по счету встреча американо-грузинской рабочей группы, на которой были обсуждены основные направления двухстороннего сотрудничества государств в оборонной сфере. Эти контакты были продолжены в Брюсселе 7-8 июня на встрече министров обороны Грузии и США – Давида Тевзадзе и Дональда Рамсфельда. Переговоры между ними прошли в рамках встречи министров обороны стран – членов и партнеров НАТО. Разработку деталей плана сотрудничества и его окончательное утверждение планируется осуществить 19 июня нынешнего года в Тбилиси во время визита в Грузию помощника заместителя секретаря министерства обороны США по вопросам России, Украины и Евразии Джефри Стара.
Этот американский представитель будет наблюдать заключительную часть начавшихся 11 июня военно-морских учений “Cooperative Partner – 2001”, которые проходят сейчас в акватории грузинского порта Поти в рамках программы НАТО “Партнерство во имя мира”. Россия на этих крупнейших за всю постсоветскую историю учениях на Черном море не участвует. Не входит она и в организацию ГУУАМ (которую создали Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), организованную под патронажем США и НАТО.
На состоявшемся на прошлой неделе в Крыму саммите ГУУАМ ее участники отмечали, что цель организации – содействовать социально-экономическому развитию, расширению торговых связей, укреплению региональной безопасности. Однако, многие наблюдатели рассматривают ГУУАМ как организацию, альтернативную пророссийской организации государств -участниц Договора о коллективной безопасности.
Как известно, Россия не оказывает крупную военную помощь Грузии. Программы военного и военно-технического сотрудничества фактически заморожены. (Это делается в связи с тем, что на территории этой республики до сих пор существуют зоны конфликтов – в Абхазии и Южной Осетии). Однако, активную помощь стране оказывает Турция, ставшая после распада СССР крупнейшей военно-морской державой на Черном море.
Так, во время визита в Грузию делегации министерства обороны Турции, было подписано соглашение о предоставлении Тбилиси военной помощи на сумму $2,5 млн. Примерно $2 млн из этой суммы пойдут на модернизацию сухопутных войск, на восстановление аэродрома и оснащение военной академии в Тбилиси, остальные $500 тыс. предназначены для грузинских пограничников.
За последние четыре года это уже четвертый грант, выделяемый Турцией, при этом общая сумма турецкой помощи Грузии составляет 14,6 млн долларов.
(В 1998 г. турецкий грант составил $5,5 млн, в 1999 г. – $2,6 млн, и в 2000 г. – $4 миллиона)
Таким образом, западная помощь Грузии увеличивается. Естественно, это не соответствует интересам Москвы. Постепенно она теряет свое влияние на республику. А с ликвидацией своих военных баз в Вазиани и Гудауте утрачивается возможность РФ влиять на регион в военно-политическом плане.