На фоне активных международных разговоров о намерении США создать свою национальную противоракетную оборону и выйти из российско-американского договора по ПРО от 1972 года, Россия начинает военную реформу с развития перспективных и высокотехнологичных родов войск. Первыми среди них числятся так называемые Космические войска (КВ).
Как известно, подобного рода войска – Военно-космические силы (ВКС) – уже существовали в российской армии до 1997 года. Однако финансовые проблемы страны побудили тогдашнее руководство Минобороны в лице маршала Игоря Сергеева и командующего РВСН генерал-полковника Владимира Яковлева влить ВКС в состав ракетных войск стратегического назначения.
Но ВКС в составе РВСН просуществовали недолго. Объединение войск с РВСН не смогло улучшить их финансирование и решить проблему запуска новых спутников на орбиту, а война НАТО в Югославии показала важность ВКС в структуре военной организации страны.
Вот почему снятие в конце марта с должности министра обороны Игоря Сергеева сопровождалось внедрением новой структуры военного ведомства. 24 марта по этому поводу вышел соответствующий указ Президента РФ и среди новых лиц в МО РФ появился командующий космическими войсками России Анатолий Перминов. 30 мая он официально сообщил, что 1 июня 2001 года возглавляемые им войска начинают действовать. Они воссозданы на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и управления космическими аппаратами (КА), а также войск ракетно-космической обороны (РКО).
После двухмесячной подготовительной работы образован штаб КВ, который будет управлять войсками. По данным интернет-агентства Strana.ru, структура Космических войск, кроме штаба, будет включать главный центр испытаний и управления космическими аппаратами в городе Краснознаменске (с 11 отдельными командно-измерительными пунктами), отдельную армию ракетно-космической обороны (штаб и управление армии в Солнечногорске), в состав которой входят три дивизии (предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства), а также 14 отдельных радиотехнических узлов РКО.
По штатной структуре в штабе КВ будет 250 офицерских должностей. Также КВ будут совместно с РВСН эксплуатировать космодромы: Плесецк, Свободный и Байконур.
По официальным данным, основные задачи КВ будут связаны с наращиванием возможностей информационных космических комплексов и систем; централизацией руководства военно-космической деятельностью; максимальной концентрацией ответственности за обеспечение ВС информацией; обеспечением непрерывного контроля районов старта баллистических ракет, разведкой космического пространства и выдачей предупреждения о ракетном нападения на пункты управления Верховного главнокомандующего и Генерального штаба; выдачей информации о космической обстановке на пункты управления; подготовкой и запуском КА в интересах обороны и безопасности, а также в интересах социально-экономического развития страны.
КВ будут обеспечивать космической информацией и другие федеральные органы исполнительной власти РФ, привлекаться для запуска КА по гражданской Федеральной космической программе, коммерческим программам и программам международного сотрудничества. При этом большинство космических систем и комплексов, а также элементов наземной инфраструктуры будут разрабатываться и эксплуатироваться Космическими войсками и Российским авиационно-космическим агентством совместно как средства двойного назначения.
В 2002-2010 Космические войска будут сокращены; при этом предполагается повысить их эффективность. Между тем из более чем 100 КА, находящихся сегодня на космической орбите, 80 процентов выработали свой ресурс. 60 аппаратов входят в военную группировку и используются в интересах Минобороны РФ. По мнению военных экспертов, в интересах Минобороны и для обновления группировки КА требуется запускать в космос не менее 24 военных спутника, запускается же гораздо меньше. По данным Российского космического агентства, в 1998 г. Россия вывела на орбиту только 26 отечественных спутников, в том числе 16 военных (61%). В 1999-2000 гг. эти цифры составили не более двух десятков КА.
По заявлению командующего космическими войсками России Анатолия Перминова, Россия не намерена размещать в космосе вооружение любого вида. Она с 1983 года соблюдает в одностороннем порядке мораторий на вывод в космическое пространство противоспутникового оружия. Действие его будет продолжаться до тех пор, пока другие государства не предпримут действий по выводу этого оружия в космос. Хотя формально повод для этого уже был – еще в 1984 году США провели в космосе испытания своей противоспутниковой системы АСАТ. Но РФ продолжает соблюдать объявленный мораторий.
Между тем, несмотря на всю спорность проблемы НПРО, США хотят форсировать разработку противоракетных систем и намерены привлечь к этому Россию, в том числе и в вопросах модернизации ее космических войск. В свое время администрация Клинтона уже предлагала России помощь в деле строительства радиолокационной станции раннего предупреждения в Восточной Сибири. В обмен США надеялись получить право на создание ограниченной системы ПРО. Москва это предложение отвергла. Сейчас команда Буша-младшего повторяет план Клинтона, но хочет получить право на строительство куда более масштабной системы НПРО.
В ответ на это 29 мая Анатолий Перминов заявил, что модернизация наземных и космических элементов станций предупреждения о ракетном нападении пройдет без помощи США.
По словам Анатолия Перминова, в РФ прорабатывается идея создания мобильных станций предупреждения о ракетном нападении. Постановка их на боевое дежурство позволит в перспективе отказаться от эксплуатации дорогостоящих и энергоемких объектов системы СПРН, расположенных в Белоруссии, Азербайджане и Казахстане. Точных сроков, когда Россия откажется от эксплуатации таких станций, Анатолий Перминов не назвал, тем не менее дал понять, что при сохранении существующего отношения правительства страны и руководства Минобороны к Космическим войскам это может произойти уже в самое ближайшее время.
Таким образом, Москва начинает активную модернизацию своих КВ. Это делается во многом для того, чтобы свести к минимуму те угрозы для России, которые могут возникнуть в случае выхода США из Договора по ПРО от 1972 г.