В СНГ создаются консолидированные военно-политические структуры

0:00
0

Сразу несколько совместных мероприятий в рамках планов государств, подписавших Договор о коллективной безопасности (ДКБ), были организованы и прошли в конце апреля на территории СНГ. Сначала 23 апреля в Алма-Ате прошла консультативная встреча заместителей министров обороны и иностранных дел стран – участниц ДКБ. Статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Игорь Пузанов, первый заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников и генеральный секретарь Совета коллективной безопасности (СКБ) Валерий Николаенко вместе со своими коллегами из Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана обсудили планы подготовки и проведения намеченного на 24-25 мая текущего года саммита стран – участниц Договора о коллективной безопасности.

Затем эти же вопросы были рассмотрены 26 апреля в Ереване на заседании Комитета секретарей Советов безопасности государств – участников ДКБ. Принявшие в нем участие генеральный секретарь Совета коллективной безопасности Валерий Николаенко, секретари Советов безопасности России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии – Владимир Рушайло, Амиркул Азимов, Марат Тажин, Мисир Амыркулов избрали российского представителя председателем Комитета секретарей Советов безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности и уточнили повестку и вопросы предстоящего саммита ДКБ на уровне глав государств ДКБ.

Как сообщили в пресс-службе СБ РФ, страны – участницы Договора озабочены угрозой международного терроризма и намерены создать целостную систему противодействия ему. В первую очередь эта система будет связана с формированием региональных систем коллективной безопасности, а также созданием коллективных сил быстрого развертывания стран ДКБ для региона Центральной Азии, где возможность проникновения из Афганистана религиозных экстремистов наиболее реальна.

Какими будут эти силы? Как заявил заместитель секретаря Совбеза РФ Олег Чернов, в них будут входить по батальону от каждой страны. Скорее всего они будут мобильными и по численности составят до 2 тыс. военнослужащих. А генеральный секретарь Совета коллективной безопасности Валерий Николаенко сказал, что окончательное решение о создании в Центральной Азии коалиционной группировки войск (КГВ) будет принято на предстоящей 24-25 мая в Ереване Сессии СКБ. На формирование такой группировки дали согласие представители Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

Уже окончательно известно, что в ее составе не будет 201-й российской мотострелковой дивизии, которая скоро получит статус российской военной базы, а за центральноазиатское направление в ВС РФ станут отвечать воздушно-десантные войска, в оперативных планах которых уже предусмотрены действия в зонах потенциальных конфликтов на юге СНГ.

Штаб КГВ будет размещен в одной из центральноазиатских республик. Имеется несколько вариантов его местоположения. Один из них предполагает, чтобы региональные военные органы управления ДКБ были размещены в Душанбе на базе расформированного здесь в 2000 году штаба Коллективных миротворческих сил. Здесь имеется достаточная для этих функций военная инфраструктура – большинство частей и подразделений 201-й мотострелковой дивизии, склады ГСМ и боеприпасов, узлы связи, аэродромы, штаб российской группировки ФПС и пункты управления ВС Таджикистана и других силовых структур этой страны.

Президент Киргизии Аскар Акаев предлагает штаб коалиционной группировки ДКБ разместить в Бишкеке, поскольку, по его мнению, главные возможные “горячие точки” и потенциальные конфликты прогнозируются в Ферганской долине. А туда легче проникнуть именно из Киргизии, чем из закрытого памирскими горами Таджикистана.

Окончательное решение о месте штаба КГВ в ЦА, численности и составе дислоцированных там коалиционных войск должно быть принято главами государств – участниц ДКБ в Ереване на очередном саммите СКБ. Здесь также будут обсуждены и другие военно-интеграционные вопросы, в том числе о формировании региональных группировок государств ДКБ на Кавказе и Западноевропейском театре военных действий. При этом также будет рассмотрен вопрос об общем штабе военного руководства всеми коалиционными группировками государств – участниц ДКБ. Предполагается разместить его в Москве, в здании Штаба по координации военного сотрудничества государств (ШКВС) СНГ.

Таким образом, в рамках СНГ группа стран продолжает интеграционные усилия в военно-политической области. Хотя очевидно, что, скажем, без Узбекистана, система коллективной безопасности в ЦА будет неполной. И Москве так или иначе, но придется взаимодействовать с Ташкентом в вопросах отражения возможного нашествия боевиков и террористов со стороны Афганистана. В этой связи очень актуален будет намеченный на начало мая 2001 года визит в Россию президента Узбекистана Ислама Каримова.

В группу консолидированных военных сил для отпора террористам, вероятно, войдет и Китай. Об этом свидетельствует состоявшаяся 19 апреля в Бишкеке первая встреча представителей генеральных штабов государств “Шанхайской пятерки”. На ней решено создать совместный Антитеррористический центр. Почти после пятилетия со дня своего образования, взявшая старт в Шанхае организация некоторых государств СНГ (России, Таджикистана, Киргизии, Казахстана) и Китая трансформировалась из политической в военно-политическую.

Пока неизвестно, какими конкретными функциями будет наделен совместный антитеррористический центр и где он будет размещен, но в подписанном в Бишкеке протоколе о взаимодействии военных ведомств в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма говорится о том, что документы, закладывающие правовую основу создания Центра, главы государств “Шанхайской пятерки” подпишут 15 июня 2001 года на своем юбилейном саммите в Китае. Как сообщили в военные источники в Бишкеке, “после этого начнется практическая реализация идеи Антитеррористического центра”. При этом на саммите в Бишкеке уже определены конкретные шаги в области оказания материально-технической помощи для вооруженных сил Киргизии и Таджикистана, на территории которых этим летом могут развернуться основные боевые действия, связанные с уничтожением банд террористов, проникших из соседнего Афганистана.

Таким образом, вопросы военного противодействия международному терроризму, экстремизму и сепаратизму в рамках СНГ приобретают конкретные черты. Хотя до гармоничного понимания консолидации военных усилий всеми странами Содружества дело не доходит. Скажем, Грузия, как и Узбекистан, вышедшая из состава ДКБ, имеет большие проблемы на своей территории с чеченскими террористами. Не случайно, видимо, на пути в Ереван на саммит секретарей СКБ Владимир Рушайло посетил Тбилиси и высказал озабоченность этим вопросом.

Также он высказал обеспокоенность Москвы активизацией деятельности террористов на территории Турции. По словам Рушайло, у российской стороны есть информация о том, что “определенные юридические лица в Турции спонсируют экстремистские и террористические организации”. Секретарь СБ также констатировал, что, несмотря на проведение целого ряда встреч и переговоров с турецкими властями, совместной оперативной работы правоохранительных органов двух стран, террористы продолжают свои акции в Турции.

Видимо, понимая значимость проводимой в рамках ДКБ работы, Грузия вновь выразила определенную заинтересованность в работе этой организации. В качестве наблюдателя на сессии секретарей СКБ в Ереване присутствовал заместитель секретаря Совета безопасности Грузии Джемал Гахокидзе, который заявил, что Тбилиси заинтересован в поддержании стабильности на Кавказе.

Таким образом, консолидация усилий стран ДКБ в формировании региональных систем безопасности подключает к этому процессу другие государства и служит своеобразным гарантом их развития не только в военной, но и экономической областях, поскольку мирная жизнь граждан является основой устойчивой работы промышленности и бизнеса.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ