Сразу несколько важных для общества и обороны страны законов находятся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме РФ. В первую очередь это законы РФ “Об альтернативной гражданской службе” и “О военном положении”. От их принятия будет зависеть соблюдение прав человека в РФ в случае чрезвычайных ситуаций, войны, а также в связи с необходимостью выполнять конституционный долг по защите Отечества.
Как известно, Федеральный Закон РФ (ФЗ РФ) “О военном положении” (ВП) Госдума приняла в первом чтении на прошлой неделе. При необходимых для принятия этого решения 300 голосах за данный законопроект проголосовало 377 депутатов. Голосов “против” и воздержавшихся не было. При этом было рассмотрено два варианта закона. Первый вариант был внесен на рассмотрение Госдумы президентом, второй – депутатами от фракции СПС Эдуардом Воробьевым, Сергеем Юшенковым и Виктором Похмелкиным. В процессе обсуждения вариант СПС был отклонен. Однако, как отметили в комитете ГД по обороне, многие положения этого законопроекта будут рассмотрены в качестве поправок при доработке президентского варианта законопроекта “О военном положении” к процедуре второго чтения.
Это важный для России закон не принимается депутатами ГД уже более 7 лет. Он должен регулировать применение войск в случае агрессии и начале войны, а также регламентировать функции воинских формирований в зоне локальных конфликтов, подобных чеченскому. Сейчас, как известно, действия войск в зоне конфликта на Северном Кавказе организованы на основе президентских указов, что не является демократической процедурой.
Последний раз закон РФ о ВП был принят Верховным Советом РСФСР в 1991 году, но ныне утратил свой юридический статус, что и предопределило необходимость регламентировать действия войск в ЧР в 1994-1996 гг. и в 1999-2001 гг. на основе указов главы государства.
Что нового заложено в рассматриваемом сейчас Госдумой законе о ВП?
Во-первых, с принятием этого закона в стране впервые будет определен порядок действий властей в случае возникновения ситуации, которая подпадает под введение военного положения. До сих пор правительство, строго говоря, не имело права принимать неординарных мер в случае вторжения.
Во-вторых, в проекте ФЗ “О военном положении” очень полно раскрыто понятие агрессии, в случае которой, собственно, и вводится военное положение. Под агрессией в данном случае понимается применение вооруженной силы иностранным государством, засылка любым иностранным государством (или от его имени) вооруженных групп или наемников, которые осуществляют применение вооруженной силы против России.
В-третьих, в документе четко определены полномочия органов исполнительной власти на всех уровнях – от президента до местной администрации, при введении военного положения, – чего как раз не хватало проекту СПС. Военное положение вводится на территории РФ или в отдельных ее местностях президентским указом, который утверждается Советом Федерации в течение 72 часов. В период действия военного положения предусматривается возможность введения военной цензуры, запрета или ограничения движения транспортных средств, проведения собраний, митингов и демонстраций, а также выезда граждан за границу.
По данным из ГД, закон РФ “О военном положении” будет принят в этом году.
Сравнительно недавно Комитетом Государственной Думы по законодательству были проведены парламентские слушания на тему “О проекте федерального закона “Об альтернативной гражданской службе” (АГС). Были рассмотрены два варианта предлагаемого закона. Первый подготовлен при поддержке фракции СПС депутатом Юлием Рыбаковым. Второй вариант внесен группой парламентариев во главе с председателем Комитета ГД по обороне Андреем Николаевым (кроме Николаева над проектом закона работали депутаты Безбородов, Зеленов, Коржаков, Лушин и Мусатов). Пока неизвестно, какой из законопроектов будет принят. Но эксперты отмечают, что наиболее предпочтительные шансы у варианта Андрея Николаева, поскольку Владимир Путин одобрил именно его проект концепции прохождения альтернативной гражданской службы в России. И эта концепция поддерживается в ГД проправительственным большинством.
В предложенный Николаевым документ заложены следующие принципы: во-первых, основанием для направления юноши на альтернативную гражданскую службу могут быть не только религиозные или личные убеждения юноши, но и его социальное положение связанное с национальностью, образованием, семейным положением и т.п.
Во-вторых, при направлении на АГС должна действовать не заявительная, а доказательная система принятия решения по этому вопросу. В-третьих, прохождение АГС должно быть основано на экстерриториальном принципе комплектования. В-четвертых, срок гражданской альтернативной служба юноши должен быть соизмерим со сроками службы военнослужащих по призыву. Андрей Николаев предлагает срок альтернативной службы для основной массы юношей до 48 месяцев, а для молодых людей с высшим образованием – 24 месяца. При этом в случае прохождения службы на должностях гражданского персонала в Российской армии срок соответственно должен составлять – 36 и 18 месяцев.
Как заявили во фракции СПС, вариант закона об АГС депутата Рыбакова во многом отличается от того, что предлагает генерал Николаев. СПС предлагает включить в закон об альтернативной службе самые либеральные положения, позволяющие максимально обеспечивать права и свободы личности, находящейся на альтернативной службе. При определении молодого человека на АГС должен действовать заявительный принцип, юноша должен исполнять свой гражданский долг поближе к дому, иметь достаточные средства существования, срок его службы должен быть не очень долгим, хотя и признается тот факт, что он должен быть больше двух лет, то есть продолжительности службы в армии. Эксперты считают, что если будет принят за основу в ГД вариант закона об АГС, подготовленный Юлием Рыбаковым, в российском обществе резко увеличится количество юношей не желающих проходить военную службу по призыву, что может отрицательным образом сказаться на эффективности комплектования войск.
В первом чтении в ГД закон об АГС должен быть обсужден в мае – начале июня этого года. Однако, по мнению некоторых наблюдателей, скорее всего рассмотрение этого документа будет перенесено на более позднее время. Таким образом, становится очевидным, что закон об АГС не будет принят в 2001 году, как это ранее планировалось, и призыв в армию по-прежнему будет проводиться на основе принципа о всеобщей воинской повинности.
Между тем на прошлой неделе Госдума наконец-то приняла в окончательном третьем чтении закон, согласно которому размер окладов военнослужащих повышается до уровня окладов госслужащих. За принятие соответствующих поправок к закону “О статусе военнослужащих”, при необходимых для принятия решения 226 голосах, проголосовали 362 депутата.
Согласно закону, размеры окладов по воинским должностям и по воинским званиям устанавливаются президентом РФ по представлению правительства. Размеры окладов денежного содержания военнослужащих-контрактников повышаются в порядке и сроки, которые предусмотрены для индексации или повышения должностных окладов федеральных госслужащих. Закон также предписывает правительству во втором квартале представить на утверждение президенту оклады по типовым воинским должностям и оклады по воинским званиям, а также осуществить поэтапное введение этих окладов в 2002-2003 годах. Принятый закон должен рассмотреть еще Совет Федерации и подписать президент РФ.