Несмотря на численное сокращение армии, призыв в нее осуществляется в прежних пределах

0:00
0

1 апреля начался очередной призыв на военную службу. Вопреки ожиданиям, связанным с сокращением армии, в военкоматы этой весной придет почти столько же юношей, что и осенью прошлого года – около 190 тыс. человек. Это обстоятельство представители Генштаба ВС РФ связывают с нехваткой личного состава Российской армии. По признанию генерал-майора Виктора Кожушко, численность военнослужащих срочной службы после их доукомплектования солдатами весеннего призыва будет составлять по-прежнему не более 90 процентов от имеющихся штатов. И такая тенденция сохранится. Даже после реформирования Российской армии и сокращения ее до 0,8 млн человек должности сержантского и рядового состава в ней будут укомплектовываться не более чем на 95%. Это связано с тем, что ввиду многочисленных освобождений и отсрочек, предоставляемых по законодательству молодым мужчинам, государство по-прежнему не может призвать необходимое для полного комплектования войск количество призывников. В 2000 году планы призыва на военную службу были составлены так, что в войска удалось направить лишь 13% от общего числа граждан, состоящих на воинском учете.

При этом не явились на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, 31,5 тыс. юношей (из них умышленно уклонились от призыва 29,4 тыс.). Таким образом, по сравнению с весной 2000 года в прошедшую призывную кампанию в РФ число отказников увеличилось почти на 3000 человек. Такую ситуацию специалисты связывают с активностью антиармейских общественных организаций, которые призывают молодежь отказаться от службы в армии, и непривлекательным имиджем этой службы в глазах общества.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что основная доля (свыше 19 тыс.) граждан, уклонившихся от призыва на военную службу, проживает в субъектах Российской Федерации Центрального и Приволжского федеральных округов, где, по опросам населения, для многих граждан военная служба является непрестижным занятием.

Между тем отличительной чертой данной призывной кампании специалисты называют участие в ее проведении не только военкоматов, но и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также правоохранительных органов.

В Генеральном штабе отмечают, что на эти цели органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления будет истрачено около 54 млн рублей. Затраты Минобороны РФ – до 26 млн рублей. Денежные средства, направляемые властями, в основном пойдут на выплату средней заработной платы и командировочных расходов медицинскому персоналу и техническим работникам, привлекаемым к мероприятиям, связанным с призывом на военную службу, а также предприятиям – за использование транспорта для доставки граждан на сборные пункты. Кроме этого МО РФ из федерального бюджета будут выделяться деньги, необходимые военным комиссариатам на типографские, канцелярские и почтовые расходы, оповещение и вызов граждан, а также на выплату им средней заработной платы за время пребывания в военных комиссариатах.

Военные с тревогой отмечают, что продолжают оставаться низкими физические, социально-психологические и медицинские характеристики призывников. Так из числа лиц, явившихся в военкоматы осенью 2000 года, только 68,6% были признаны годными к военной службе, остальные освобождены или получили отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Даже у тех, кого призвали, были и остаются проблемы с различного рода заболеваниями. Среди всех призывников, доля юношей, годных к военной службе с незначительными ограничениями, осенью прошлого года составила более 50%.

Из общего количества заболеваний, встречающихся у призывников, наиболее многочисленными являются психические расстройства – 20,3%, эндокринные болезни, расстройства обмена веществ – 13,4%, болезни органов пищеварения – 10,2%, костно-мышечной системы – 10,0% и нервной системы – 8,8%. Наиболее тревожны эти показатели в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуацией Уральского и Сибирского федеральных округов.

По мнению военных экспертов, даже после сокращения армии до 0,8 миллиона человек нереально отказаться от призыва и ограничиться только военнослужащими по контракту. Подобную точку зрения изложил в одном из своих первых выступлений новый министр обороны Сергей Иванов. Касаясь перспектив перевода Вооруженных сил России на контрактный принцип формирования, он заявил, что не хочет брать на себя “социалистические обязательства и объявлять, например, что к 1 января 2007 года это состоится”. К этой цели, подчеркнул Иванов, надо идти, но надо идти без всяких революций, спокойным, эволюционным путем. “Сфера безопасности вообще и в том числе состояние Вооруженных сил – это не та сфера, где можно кавалерийским наскоком что-то решить”, – сказал глава Минобороны.

Он напомнил, что, например, в США этот переходный процесс занимал 10 лет. “Я не утверждаю, что нам потребуется на это больше или меньше времени, но следует иметь в виду, что это серьезнейшая вещь”, – подчеркнул министр. “Экспериментировать на основании непродуманных решений с боеспособностью Вооруженных сил недопустимо”, – заявил Сергей Иванов.

По состоянию на 1 января 2001 года удельный вес военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, составляет около 25% от их списочной численности.

Однако некоторые российские политики, скажем, лидер политического движения “Яблоко” Григорий Явлинский считают, что в России уже сейчас можно создать полностью профессиональную армию. Военные такой тезис отрицают.

Вот какие аргументы представляют специалисты Генштаба. Во-первых, введение полностью контрактного принципа комплектования войск обострит и без того непростую проблему подготовки мобилизационных ресурсов. Суть проблемы заключается в том, что при немедленном введении профессиональной армии государство лишается основной базы их подготовки путем прохождения военной службы по призыву. В связи с тем, что без них невозможно осуществить развертывание Вооруженных Сил до штатов военного времени, государству необходимо найти альтернативный способ их накопления и организовать их подготовку, может быть, в системе гражданских образовательных учреждений. Для организации этого нужен определенный опыт и время.

Во-вторых, государство сейчас не в состоянии полностью перейти на контрактный принцип комплектования войск по финансовым причинам. Для того чтобы Вооруженные Силы могли быть конкурентоспособны с другими работодателями государство должно создать такие условия и привлекательность военной службы, при которых молодые люди могли бы выбрать ее своей профессией на всю жизнь. Вряд ли сегодня молодой и сильный человек согласится посвятить свою жизнь службе в Вооруженных Силах за 1000 рублей в месяц. На эти деньги трудно прокормиться самому, не говоря о семье.

В-третьих, на сегодняшний день около 50% сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, не имеют жилья. Поэтому при переходе на 100% контракт потребуется обеспечить жильем дополнительно около 85% военнослужащих этой категории. К этому необходимо добавить, что сегодня примерно 96 тысяч офицеров и прапорщиков не имеют своих квартир, в ожидании которых они вынуждены ютиться в малогабаритных общежитиях и на частных квартирах, нередко выплачивая за это большую часть своего мизерного денежного содержания.

В этот же блок входят проблемы трудоустройства жен контрактников, обучение их детей в школах, обеспечения детскими садами, строительства объектов культурно-бытового обеспечения в отдаленных районах и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом вышеназванных проблем в ближайшие 3-5 лет система призыва в России останется почти в неизменной форме. Государство не сможет за это время радикально поднять свою экономику, а значит по прежнему не будет должных средств, чтобы ввести контрактный принцип комплектования армии. Весьма вероятно, что ежегодно весной и осенью будут набирать в войска по 180-200 тыс. человек, чтобы поддерживать численность ВС РФ в пределах 0,8 млн человек.

Ожидается, правда, введение альтернативной службы. Она, конечно, повлияет на уменьшение призывных ресурсов в стране. В какой степени – будет зависеть от характера Закона “Об альтернативной гражданской службе” (АГС), варианты которого находятся на рассмотрении в Госдуме РФ и должны быть приняты в 2001 году. Согласно прогнозам, нынешнее проправительственное большинство депутатов ГД вряд ли допустит того, чтобы закон об АГС был мягким и большое количество молодых людей пожелало бы по нему “увильнуть” от срочной военной службы.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ