Тыл армии – зеркало экономики страны
Как считает начальник Тыла ВС РФ, заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Исаков, тыл – это связующее звено, своеобразный мостик между экономикой страны и ее армией. Это 12 служб и ведомств, отвечающих за снабжение войск (продовольственное, вещевое, медицинское и т.п.). В тыловых структурах Российской армии служит около 17 процентов всех военнослужащих ВС РФ. То есть почти каждый пятый солдат или офицер. Хотя в других странах удельный вес тыловых подразделений по численности составляет около 25 процентов. В бюджете страны, в статье расходов на обеспечение личного состава доля тыла составляет половину. А в общем военном бюджете 20 процентов.
Как утверждает заместитель министра обороны, при всех трудностях Тыл ВС РФ с поставленными задачами справляется. “Мы изыскиваем резервы, двигаем науку, изучаем прошлый опыт и опыт зарубежных стран. Скажем, 27 февраля в Санкт-Петербурге состоится 1-я конференция на тему “Национальная экономика и Тыл ВС РФ”, где предполагается обобщить и проанализировать мероприятия военной реформы, касающиеся Тыла ВС РФ”, – рассказал журналистам генерал полковник Владимир Исаков.
Какой опыт реформирования накоплен?
Основные шаги по реформированию тыловых структур Российской армии в последние 2-3 года были связаны с мероприятиями по экономии материальных средств и снабженческих ресурсов. Так, в 1997 году был издан указ президента о проведении закупок материальных средств для армии на основе конкурсных торгов. По мнению Исакова, только от реализации этой меры удалось, снижая цены, добиться экономии выделяемых финансовых средств на 5-10 процентов. Но это не предел. По опыту развитых стран Запада в результате грамотно составленных торгов можно добиться экономии средств и на 25 процентов. Или вот другое обстоятельство. Не секрет, что в условиях экономического кризиса на протяжении нескольких последних лет шло недофинансирование военного бюджета. В этих условиях воинским частям выжить очень трудно. Скажем, за последние 10 лет абсолютно не финансировалась в войсках 9 статья, по которой должны выделяться деньги на общие хозяйственные расходы. А что делать в этих условиях командиру? Вот что сказал, отвечая на этот вопрос, начальник Тыла ВС РФ: “Мы пришли к выводу, что необходимо легализовать и поставить на строгий контроль подработку личного состава. В условиях, когда деньги в часть по тем или иным статьям поступают плохо, командир должен иметь свой денежный фонд за счет так называемого 101 вида (это денежный фонд командира, предназначенный для обеспечения солдата продовольствием). Вот по этому виду деньги стабильно выделяются командиру, и если он нашел способы сэкономить, организовать поступление продуктов с помощью, скажем, подработки личного состава, то эти деньги идут в специальный фонд командира части. Он их может использовать на хознужды. И это не является противозаконным”. При этом Исаков указал на тот факт, что по приказу министра обороны РФ командиру части разрешено использовать до 3-х процентов личного состава на заготовках продуктов и других материальных средств для войск. Скажем, есть рядом река – купи лицензию и организуй лов рыбы. Поблизости лес с грибами – собирай их, соли. Это будет подспорьем в организации питания для солдат. В результате экономятся деньги. Таким способом войска в 2000 году в масштабе всей российской армии заработали по 115 рублей на одного военнослужащего.
Таким образом, считает генерал, реформа Тыла ВС РФ сейчас – это не только перестройка каких-то управленческих звеньев, но и перестройка психологии наших офицеров.
Исаков согласен с тем, что работа военнослужащих в хозяйственных интересах воинской части – вынужденная мера. Но в условиях постоянных экономических кризисов в стране и недофинансирования войск это выход из создавшегося положения, связанного с недофинансированием военного бюджета. По такому пути идет, скажем, и Китай. Правда там система еще жестче. К примеру, командиру необходимых денег по тому или иному виду вообще не дают. Просто спускается в войска план, сколько солдаты должны заработать, чтобы прокормить себя… И они зарабатывают. “Нам такие перегибы не нужны. У нас командир делает это по возможности. Не в ущерб боевой подготовке”, – резюмирует Исаков.
Военные колхозы помогли в Чечне решить проблему с доппойком
По информации начальника Тыла ВС РФ, в российской армии на сегодняшний день имеется 85 колхозов. Из них 79 прибыльные. В каждом таком хозяйстве работник имеет стабильную зарплату, идет развитие сельхозинфраструктуры, что немаловажно не только для армейских снабженческих подразделений, но и для региона, где находится военный колхоз. Военные коллективные хозяйства помогают войскам решать многие продовольственные проблемы. К примеру, началась контртеррористическая операция на Северном Кавказе и сразу встал вопрос о снабжении солдат дополнительным пайком.
Только суточная потребность сала составляла многие тонны. Выручили военные хозяйства. Решает в Чечне Тыл ВС РФ и другие первостепенные задачи. Для солдат разработаны новые сухие пайки, продовольственные заготовки (почищенный картофель, другие овощи), средства разогрева пищи в полевых условиях.
В Чечне создана специальная служба доставки с поля боя, эксгумации и захоронения погибших. Для захоронения неопознанных тел погибших военнослужащих в Московской области открыто специальное военное кладбище.
Тыл для силовых ведомств должен быть единым
По мнению Исакова, сегодня тыловые подразделения силовых структур России разрознены. То есть, скажем, на Сахалине при относительной малочисленности войск и дальнейшем их сокращении существуют две независимые друг от друга системы вещевого, продовольственного снабжения, даже есть два военных госпиталя: один для пограничников, второй собственно для армии. Аналогичная картина наблюдается в других местах. Параллельные дублирующие тыловые структуры Министерства обороны и погранслужбы действуют в Таджикистане, других отдаленных точках. Генерал отмечает, что у нас порой на одном вокзале сидят коменданты от армии и внутренних войск, выполняя одни и те же функции. На одной и той же территории проводятся торги по закупке продовольствия, при этом разные силовые ведомства, действуя разрозненно, закупают это продовольствие по различным ценам, нанося тем самым ущерб государственному бюджету страны. То же самое по системе подготовки офицерских кадров. Почему-то Федеральная пограничная служба решила готовить офицеров-медиков для своих войск в собственно созданном военном институте. Зачем это делать, когда в стране есть Военно-медицинская академия и в ней можно готовить офицеров для других войск?
“Вот этот недостаток сейчас и приходится исправлять и одновременно перестраивать снабженческие структуры в соответствии с рыночными требованиями”, – говорил Исаков. При этом он отмечал, что определенный опыт, необходимый для создания единых тыловых структур страны уже накоплен. Сегодня существует единая для всех силовых ведомств система военной торговли, а также система завоза материальных средств на Север. Призыв на службу Вооруженные Силы также осуществляют в интересах всех министерств и ведомств, где законом предусмотрена воинская служба. На основании решения Совета безопасности, для организации работ по созданию единой системы тылового обеспечения силовых структур государства распоряжением Правительства РФ создана межведомственная рабочая группа (МРГ) под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Ильи Клебанова. В 2001 она должна выработать предложения по созданию единого тылового снабжения войск и подготовить соответствующую Программу перехода на единую систему тылового обеспечения всех силовых структур. Программа должна быть утверждена в этом году.
В настоящее время подготовлен и находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проект постановления Правительства РФ “О создании единого органа организации воинских перевозок Вооруженных Сил”. Уже в этом году в некоторых регионах РФ (на Дальнем Востоке и Забайкалье) будет внедрен территориальный принцип единого снабжения. Это значит, что закупки продовольствия, горючего и вещевого имущества будут производиться на основе единых торгов в интересах всех силовых ведомств государства. Экономия от объединения систем управления тылом ВС РФ и других силовых министерств и ведомств составит около 10 процентов военного бюджета страны.